Найти тему

Зачем Алексей Балабанов снимал такие фильмы? Радел за правду, или просто издевался над зрителями?

Многие одобрительно относятся к А. Балабанову и его творчеству. В своей передаче Юрий Дудь восхищенно расхваливает режиссера: "настоящий, сильный человек, в фильмах доносящий правду до зрителей". 

В передаче много выступлений жены Балабанова (Надежды Васильевой). В частности, она рассказывает о большом альтруизме мужа: как он заботился о бомжах, некоторых даже приводил к себе домой и кормил.

Юрий Дудь
Юрий Дудь

Другие фильмы Балабанова очень не любят, считая их чернушными и вредными. Жена Балабанова приводит пример:

"Когда человек подходил к Лёше на улице, и говорил: "я тебя ненавижу", это тоже здорово. Потому что он вызывал эмоции, он поднимал внутренние чувства человека. Потому что когда человек мёртвый, ему всё равно, это плохо очень. Таких сейчас много очень". 
(передача Дудя " Балабанов - гениальный русский режиссёр", 38 мин.)
А кинокритик Н. Сиривля отмечает, что режиссёр "со всем свойственным ему талантом и профессионализмом виртуозно извлекает из зрительской души мощные эмоции отвращения, ужаса и омерзения"
А. Балабанов, фото
А. Балабанов, фото

Попробуем разобраться. В чём состояла мотивация Балабанова? Зачем он снимал именно такое кино?

Роль прошлого

Вероятно, он отрабатывал свой личные психические травмы. Например, известно, что он служил в Афганистане и многое повидал. 

Одним из потрясений для Балабанова стала гибель Сергея Бодрова в 2002 году. Не случайно его фильмы после 2002 года становятся особенно мрачными.

С. Бодров и А. Балабанов
С. Бодров и А. Балабанов

Конечно, негативные события сами по себе еще не означают, что человек будет переносить их в своё творчество. Например, Леонид Гайдай (тоже воевавший) почему-то снимал не чернуху, а комедии. Да такие, что их смотрят до сих пор. 

Или писатель Михаил Зощенко, поучаствовавший в нескольких войнах (Первой Мировой, Гражданской) - старался сублимировать пережитые психические травмы, создавая свои знаменитые юмористические рассказы.

А вот Балабанов избрал иной путь. В той же передаче Дудя говорится, что режиссёр любил чёрный юмор.

 «Чем раньше Господь забирает нас к себе — тем меньше у нас возможности согрешить» (фильм «Груз 200»)

"Он умел видеть смешное в страшном" - так объясняет это Надежда Васильева. А ведь чёрный юмор всегда проявляется в садизме, а садистских сцен в фильмах Балабанова полным-полно.

Многие знакомые режиссера говорят о том, что Балабанов экранизировал свои собственные психические отклонения. 

Например, Сокуров говорил, что Балабанов "не через чёрные очки всё видит, а собственные психические отклонения на экран переносит. Так что это не вина его, а беда".
А. Балабанов, фото
А. Балабанов, фото

Конечно, режиссер снимал не только коммерческие, массово чернушные фильмы. Например, он перенес на экран "Замок" Франца Кафки. 

Алексея Октябриновича очень интересовал абсурд, а Кафка как раз был мастером в изображении абсурда. Абсурдизм, фантасмагория, сюрреализм - всё это психологические факторы, позволяющие хотя бы отчасти уйти от потрясений реальности.

кадры из фильма "Замок" А. Балабанова
кадры из фильма "Замок" А. Балабанова

Был ли позитив?

Хорошо, допустим, что Балабанов - мастер реалист, искренний правдоруб, так сказать, совесть нации. Но присмотримся внимательнее к его кинотворчеству. Да, он мастерски выпячивал негатив: злобу, ненависть, садизм, жадную погоню за деньгами.

Но изображал ли он при этом что-нибудь позитивное? Ведь ломать - не строить. Критикуешь - так предложи пути решения проблемы,  укажи выход

Самым позитивным фильмом Балабанова считается "Брат-1" (1997). Что же мы там видим? Современную форму образа народного мстителя. 

кадры из фильма "Брат" А. Балабанова
кадры из фильма "Брат" А. Балабанова

Данила Багров очень добродушен и прост. При этом он успешно (и удачно) выступает за справедливость, мстит, наказывает тех, кто справедливость попирает.

Через "Брата" Балабанов нащупал нужную конъюнктуру. Говорят, что ради денег он сначала снимал коммерческое кино, а затем делал авторский фильм.

Со временем фильмы становились всё более чернушными. После "Брата-2" вышли "Жмурки", затем "Кочегар", и наконец апогей - "Груз 200". Герои этих фильмов - почти сплошь садисты. В каждом фильме- эстетизация насилия, с примесями обязательных эротических и с.кс.альных сцен. 

Причём дальнейшие планы (которые Балабанов отчасти успел воплотить) были ещё были черными. Наготове лежали сценарии о колонии прокаженных и т.д.

Вероятно, в первые периоды творчества Балабанова действительно волновала правда жизни. Однако потом он увлекся чёрным юмором и садизмом. Тем более, что финансирование лилось широкой рекой, цензуры практически не было, и он чувствовал безнаказанность неограниченность.

кадры из фильмов А. Балабанова
кадры из фильмов А. Балабанова

Влияние

К сожалению, фильмы Балабанова уже повлияли (и продолжают влиять) на неокрепшие умы. Каким вырастет ребенок, если его любимая комедия - "Жмурки"? Если он часто пересматривает "Кочегара" или "Груз 200"? Если ребенок незнаком с противоядием в виде добрых советских фильмов?

Удивительно, насколько полярны мнения зрителей:

  • "Балабанов - гениальный, талантливый режиссер, художник. Можно гордиться, что в России были такие люди. И надеюсь еще будут".
  • "режиссёр Балабанов - хитрый, расчётливый карьерист, и в каком-то смысле опасный тип, так как (может быть, неосознанно) культивировал нравы".

А что вы думаете о фильмах Балабанова? Зачем он их снимал?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.