Найти тему

Фильмы о бизнесменах: нереалистичные байки или поучительные истории?

Евгений Хлыстунов, премия имени Питера Дракера в ВШМ СПбГУ
Евгений Хлыстунов, премия имени Питера Дракера в ВШМ СПбГУ

Фильмы о бизнесе и людях, которые им занимаются, всегда привлекали внимание публики. Начиная от классических картин вроде «Крестного отца» (да-да, в этом обзоре фильмы про мафию будут идти наравне с фильмами о предпринимателях, потому что, во-первых, по моему глубокому убеждению, многие шикарные фильмы про гангстеров очень точно показывают психологию руководителя, а во-вторых, любой бизнесмен в какой-то степени мафиози, просто пока не попался), и заканчивая фильмами о брокерах вроде «Игры на понижение», «Уолл-стрит» и «Волка с Уолл-стрит», эти картины демонстрируют деловых людей разных мастей, каждый из которых зарабатывает деньги по-своему. Они противоречивы, спорны, и потому крайне интересны и многогранны.

В силу своей неоднозначности фильмы о бизнесменах вызывают у самих бизнесменов жаркие споры на тему того, каким должно выглядеть кино о мире денег, как он должен быть показан на экране, и что стоит, а что не стоит рассказывать массовому зрителю. Одним из основных аргументов, которым, к слову, пользуются и противники, и сторонники современного представления бизнеса в кино, является мысль о том, что молодое поколение зрителей, находясь под впечатлением от этих фильмов, может сформировать обманчивое видение корпоративного мира, смешав действительность с вымыслом, что, в свою очередь, может привести к весьма плачевным последствиям. В этом обзоре я постараюсь осветить своё виденье плюсов и минусов фильмов о бизнесе для будущих предпринимателей и менеджеров.

Позитивные аспекты

1. Учат образу мышления бизнесмена

Согласитесь, с этим аспектом спорить сложно. Действительно, хорошие фильмы о больших деньгах учат, как нужно смотреть на мир, чтобы заработать эти самые деньги. Та же пресловутая «Игра на понижение» показывает, что, теоретически, разбогатеть можно даже на коллапсе мировой экономики, если, во-первых, критически оценивать реальность вокруг себя, в разумных пределах ставя под сомнение даже самые «базовые» истины окружающей действительности, а во-вторых, мыслить проактивно, стараться не реагировать на происходящие изменения, а предвидеть или даже создавать их. Разумеется, пример «Игры на понижение» - это крайность, своего рода финансовый гротеск, однако нельзя отрицать, что образ мышления главных героев действительно обуславливает успех в мире крупного капитала.

2. Показывают реальность мира бизнеса

Бизнес-школа может научить вас, как работает торговля на бирже, но вряд ли бизнес-школа покажет вам, как эта самая биржа выглядит. И это суждение применимо к большому числу аспектов повседневной жизни предпринимателя, начиная от внешнего вида его офисов и заканчивая его взаимоотношениями с друзьями, коллегами, семьей. Именно здесь на помощь приходят фильмы, которые позволяют визуализировать, конкретизировать в наглядных образах и картинках абстрактные концепции, о которых нам рассказывают в аудиториях. Да, разумеется, эти картинки будут где-то гиперболизированными. Да, разумеется, эти образы могут быть слишком нереалистичными. Но тем ярче будет впечатление от них, и, при критическом восприятии того, что показано на большом экране, мы можем использовать это впечатление, чтобы чуть комфортнее и привычнее чувствовать себя в обстановке мира денег за пределами кампусов школ бизнеса.

3. Учат техническим приемам бизнеса

«Никогда не говори чужим, что ты думаешь» - так говорит в первой части «Крестного отца» дон Корлеоне своему не в меру эмоциональному сыну Санни, и это слегка циничное, но очень важное правило и вправду является одним из нерушимых законов проведения переговоров. Каждый из фильмов о бизнесменах может дать десятки примеров полезных навыков - продажи в «Волке с Уолл-стрит», презентация инвестиционного проекта героем Райана Гослинга в «Игре на понижение»… Этот список можно продолжать очень долго. Все эти приемы начинающий руководитель может и должен мотать на ус, чтобы потом, в будущем, научиться их эффективно применять, а, возможно, и разработать свои, неповторимые техники на их основе. Опять же, вряд ли большинству из этого обучат в бизнес-школе, а ведь вопрос «продай мне эту ручку» вошёл в повседневную жизнь HR-ов именно после того, как «Волк с Уолл-стрит» побил все рекорды по популярности. Повод задуматься, не правда ли?

4. Учат стилю

«Я слышал, вы хорошо одеваетесь, мистер Шелби. Но теперь вижу – не так хорошо, как я» - так в первую встречу приветствовал главного героя «Острых козырьков» харизматичный итальянский мафиози Лука Чангретта в исполнении оскароносного Эдриана Броуди. И если с точки зрения деловой этики это, наверное, не лучшее начало бизнес-встречи, то для понимания того, что такое внешний вид руководителя, это очень поучительный эпизод – он подчеркивает, насколько важную роль играет стиль для серьёзного человека. И действительно, сколько бы с нами не спорили имевшие один костюм на свадьбу, на работу и на похороны «красные директора» и воротилы из 90-х (при всём должном уважении и к тем, и к другим), для современного бизнесмена вопросы имиджа далеко не безразличны, ведь именно он формирует первое впечатление о человеке, в том числе, во время деловой встречи. Однако, к сожалению, отнюдь не всегда понятно, как этот самый имидж выстроить. И в этот момент на помощь приходят лоснящиеся образы бизнесменов голливудского кино – всегда в безупречных костюмах, гладко выбритые, опрятно причёсанные. Таким красавчикам и финансовые махинации простить можно, так что стоит задуматься.

5. Мотивируют

Как бы банально это ни звучало, фильмы об историях успеха действительно мотивируют. Зачастую мотивации не хватает даже самым высокопоставленным лидерам, что уж и говорить о начинающих предпринимателях или менеджерах. Иногда хороший фильм о том, как достичь карьерных вершин, может действительно открыть «второе дыхание», заставить посмотреть по-новому на мир вокруг, сподвигнуть взять себя в руки и продолжить свой непростой путь к мечте.

6. Расширяют кругозор

Кино, как и любое другое произведение искусства, работает на расширение кругозора, а он, в свою очередь, никогда не бывает лишним. В светской беседе иногда очень полезно блеснуть бизнес-мудростью в виде цитаты из «Крестного отца» или продемонстрировать знание истории McDonalds, знакомой по фильму «Основатель». Можно подчерпнуть опыт ведения переговоров в сериале «МакМафия», или научиться составлять убедительные, эмоциональные речи на примере Гордона Гекко, главного героя дилогии «Уолл-стрит». Никогда не знаешь, когда это и многое другое, чем может обогатить наш кругозор кинематограф, сыграет на руку в работе, в деловой беседе, да и просто в повседневной жизни.

Негативные аспекты

1. Идеализируют действительность

Сложно отрицать, что, зачастую, мир бизнеса, представленный на экране, существенно отличается от того, с чем мы сталкивается в каждодневной деятельности. Как правило, те рутинные вещи, что в сценарии могут быть умещены в одну фразу, на деле оказываются куда более сложными и, что важнее, необходимыми. Так, суть фразы «вскоре он открыл фирму и поставил дело на поток» в жизни может быть растянута на недели, а то и на месяца. Открытие юридического лица и наладка производства – длительный, трудоемкий, рутинный процесс, однако в фильме это, скорее всего, будет опущено в пользу сохранения темпа и стиля повествования. Было бы большой ошибкой обманываться и думать, что в реальном мире все происходит так же по щелчку пальцев, как и в «жизнях» киногероев. В то же время не стоит отчаиваться, ведь любые трудности всегда можно преодолеть, а это фильмы как раз показывают более чем наглядно.

2. Представляют бизнесменов людьми с сомнительным моральным обликом

В пресловутом «Уолл-стоит» герой Майкла Дугласа произносит пламенную речь, одной из ключевых фраз которой становился высказывание «Жадность - <…> это хорошо. Жадность – это правильно. Жадность окупается». Эта реплика увенчивает образ отъявленного мерзавца в глазах широкой публики. Однако зрителям, которые знакомы с тем, как функционирует корпоративный мир, становится понятно, что речь идёт скорее об экономической целесообразности, и с идеями этого героя сложно не согласиться. Понятно, что повседневная этика отличается от этики деловой, и, как писал А. Карр, не слишком этичное с общечеловеческой точки зрения поведение в бизнесе «можно рассматривать просто как игровую стратегию, очень похожую на покерный блеф, который вовсе не бросает тень на мораль блефующего игрока». Это означает, что образы бизнесменов в кино не должны отпугивать юных предпринимателей, их поведение не делает их злыми людьми, и продиктовано не столько отрицательными личностными качествами, сколько спецификой профессиональной деятельности.

3. «Учат плохому»

В некотором смысле, этот негативный аспект является «обратной стороной» предыдущего. Речь идёт о том, что те, кто готов принять спорные правила этики корпоративного мира, зачастую в силу глупости, юности и неопытности готовы «перегибать палку» даже по меркам бизнес-сообщества. Как писал известный петербургский криминальный обозреватель Е. Вышенков, «у некоторых успешных бизнесменов, особенно у тех, кто стартовал с плеч родителей, а в детстве их воспитывали платные учителя, где-то глубоко спрятаны редкие комплексы. У них всё есть, а мафиозо себя они не ощущают. Хочется власти, как они ее представляют только по киносагам. Тут рано или поздно им подворачиваются опытные парни, которые знают, как кости ломать и прочее…». В такие моменты самое важное – сохранить чувство меры и вспомнить, что фильмы и реальность – это далеко не одно и то же. Особенно в России.

Таким образом, у кино про бизнесменов есть множество положительных сторон, которые при должном внимании могут способствовать всестороннему развитию начинающих игроков корпоративного мира. Что касается негативных характеристик, то, на мой взгляд, они связаны не столько с фильмами как таковыми, сколько с призмой зрительского восприятия. Проще говоря, если в меру критически воспринимать бизнес-реальность, показанную на экране, то можно подчерпнуть множество различных знаний, которые пригодятся в бизнес-реальности настоящей. Да и просто получить удовольствие от хорошего кино, а это самое главное.

Евгений Хлыстунов, ассистент генерального директора крупного петербургского холдинга, студент ВШМ СПбГУ