Глобальный карантин, вызванный объявленной пандемией COVID-19, будет иметь серьёзные последствия для всех, но особенно для слабых экономик. Есть основания полагать, что карантин лишит постсоветские республики остатков суверенитета и политической субъектности. Это касается и самых экономически мощных соседей РФ – Украины и Белоруссии.
В то время, как страны Евросоюза, в силу неготовности общеевропейских структур, оказались один на один с навалившимися проблемами, и лишь спустя несколько месяцев начали налаживать какие-то организованные меры по противодействию кризису, страны «буферной зоны» ощутили на себе все «прелести» коллективного одиночества брошенных на произвол судьбы приживалок.
Белоруссия, находящаяся в критической зависимости от стагнирующей российской экономики, политически оказалась между двух «стульев» - РФ и ЕС как раз накануне тяжелейших президентских выборов.
Украина, раздираемая бесконечными внутриполитическими конфликтами, теряющая остатки былой индустриальной мощи. Чего стоит только срочный созыв Зеленским украинских олигархов с просьбой взять на себя основные расходы по преодолению коронавируса и сглаживанию последствий экономического кризиса.
Обе эти страны в который раз оказываются перед нелёгким выбором – продолжать стучаться в закрытые двери западного мира, или восстанавливать связи с находящейся в очень непростой экономической, политической и духовной ситуации Россией, с которой они уже успели изрядно подпортить отношения своими попытками получить западные бонусы за эскалацию русофобии.
Страны, в силу своего транзитного статуса и экономической несостоятельности, не в могут затягивать карантинные меры, а потому выход из них ожидается в ближайшее время. Выход этот будет безрадостным. Обе страны на пороге тяжёлых экономических и политических потрясений, на определение своего будущего остаётся минимум времени.
И решающим фактором тут может оказаться эффективность российского истеблишмента в условиях карантина и в посткарантинный период. Если окажется, что Россия справилась, вышла из кризиса окрепшей, сменившей практику метаний – от растворения в Западе к тотальной самоизоляции – на устойчивый курс возрождения национальной самоидентификации, экономического роста и модернизации отсталой государственной системы, появятся все шансы вернуться на путь «большой интеграции» постсоветского пространства, включающей восстановление единого рынка, национального примирения, строительства нового политико-экономического союза. Если нет – постсоветские страны продолжат курс на конфронтацию, вхождение в НАТО, изнурительного, губительного для обеих сторон противостояния.
Александр Хабаров