В ювелирном доме Van Cleef&Arpels уже несколько десятков лет собирается коллекция, которая является драгоценным свидетельством таланта и уникального мастерства дизайнеров и ювелиров компании. Коллекция с каждым годом расширяется, активно экспонируется в мировых музеях в составе разнообразных тематических выставок, и активно демонстрируется в учрежденным в 2012 году учебном заведении L’École Van Cleef & Arpels. Кстати, школа заключила договор о партнерстве с крупными институциями Франции (Галереей драгоценностей в Музее декоративного искусства, Национальным музеем естественной истории, Университетом Ренн II, Школой декоративно-прикладного искусства) и Японии ( Университетом искусства и дизайна в Киото), реализует ряд научно-исследовательских и образовательных проектов. Такая концептуальность к историческому наследию компании определена изначально, в реестре патентов Van Cleef&Arpels много любопытных решений, одно из них – украшения - трансформеры.
Одна из характерных особенностей стиля ар деко – синтез инновационных технологий, часто связанных с появлением и новых индустриальных материалов, и старинных, переданных из поколения в поколение или возрожденных усилиями одного мастера-подвижника ремесленных традиций. Эпоха XX века, уверенно шагающее фабрично-заводской поступью, задавало свои ритмы, которое приводило к капитальным изменениям в социальной структуре общества, приводящие к изменениям в самых разнообразных областях. В ювелирном деле оформилась потребность изготавливать универсальные украшения, подходящие к разному типу костюма, и, как следствие, это привело к идее создавать ювелирные изделия – трансформеры, видоизменяющиеся по внешнему виду и/или по функции. Идея создавать подобного типа украшения не была прерогативой 1920-х – 1930-х годов, она возникла много раньше. Её апробировали мастера серебряных и золотых дел в течение всего Нового времени, создавая уникальные украшения с переменной функцией и возможностью изменения формы (тиары или колье со съёмными элементами, которые превращаются в эффектные шпильки или гребни, броши, которые имеют два разных крепления и могут использоваться как подвески, диадемы со съёмным жёстким каркасом, убрав который можно использовать её как колье, колье - браслеты etc).
Основа "Le Passe-Partout" – гибкая змейка длиной 59-60 см – выполнена из драгоценного металла, из золота, её оригинальная шарнирная система несёт на себе отпечаток индустриальной эстетики 1930-х и создана в технике тубогаз. Основа использовалась как драгоценный поясок для платья или костюма, или трансформировалась в оригинальное колье-чокер, или браслет, или обвивающий несколько раз запястью ремешок для дамских часов. Дизайн "Le Passe-Partout" дополняют съёмные элементы в виде цветов, составленных из крупных синих и жёлтых сапфиров, рубинов и бриллиантов. Цветочные элементы могут использоваться в качестве броши или серёжек.
Рене Рашель Пюиссан и Рене Сим Лаказ - авторы оригинального украшения "Le Passe-Partout". После смерти основателей ювелирного дома Van Cleef & Arpels – Альфреда Ван Клифа и Эстель Арпельс – непосредственное участие в делах компании принимала их дочь – Рене Рашель Ван Клиф, в замужестве - Пюиссан, которая в 1926 году стала арт-директором Van Cleef & Arpels. Светская дама и красавица унаследовала от матери великолепный вкус и чутьё, однако не была способна визуализировать свои идеи, попросту не умея рисовать, ведь по образованию мадам Пюиссан – сестра милосердия. Партнёром Рене Пюиссан стал Рене Сим Лаказ, получивший блестящее образование в парижском ателье Mentel, сотрудничавшей с известными ювелирными домами Ancoc и Boucheron, Cartier и Janésich, Lacloche и Chaumet.
Творческий тандем двух Рене – женщины и мужчины – в истории Van Cleef&Arpels был блистательным. За 15 лет совместной работы – с 1926 по 1940 года – сформировался оригинальный стиль, созданы легендарные украшения: женские часы-замок Cadenas, браслеты Hold Tight, Lido, Manchette и Jarretiere , колье Cravate, броши Circle, Eventail и Houx, а какое количество уникальных минодьеров и их различных интерпретаций увидело свет – не счесть! Рене Пюиссан придумывала идею, а Рене Лаказ реализовывал идею в материале. Лаказ ушёл из компании в сентябре 1940 года, через несколько месяцев открыв новую страницу в ювелирном доме Mauboussin. Кстати, он прожил долгую 99-летнюю жизнь, ушёл из жизни в миллениум 2000 года, а его наследие живо благодаря внуку Максимилиану Хеммерле, который в 2010 году открыл ювелирный бутик, в названии которого – два имени – отца и матери/ Рене и Симоны – RenéSim
Несмотря на патент, который получила Van Cleef&Arpels во Франции в 1938, и в Америке - в 1939 году, идея "Le Passe-Partout" использовалась ювелирами в разных интерпретациях, но точка отсчёта – решение Рене Пюиссан и Рене Лаказа. Например, колье-чокер Chaumet, созданное в 1946 году из 18-каратного жёлтого золота и платины с двойной гибкой ленточной основой, украшенное большим цветком с центральным овальным аметистом весом почти 75 карат. По архивному документу, это украшение было сделано для актрисы Comédie Française и драматурга Мари Белл в мастерских Maison Chaumet.
Как сто лет назад украшения Van Cleef & Arpels носили иконы стиля - звёздные кинодивы, например, Марлен Дитрих, так и сегодня Кейт Бланшетт пришла на выставку в Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт в чёрном платье и "Le Passe-Partout"!
Об украшениях-трансформерах можно прочитать в статьях:
" Молниеносное преображение Zip"
"Кокити Микимото и превращения "Кольца стрел"
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!