Найти в Дзене
Фонд "Измени одну жизнь"

Дроби на пицце, или Как не сойти с ума дома

Оглавление

Андреа Петуховская, многодетная и приемная мама 4 подростков, руководитель клуба приемных семей, блогер фонда «Измени одну жизнь», автор книги «Четвертый не лишний, коуч с 15-летним стажем – делится советами.

Единого рецепта нет. Даже в рамках одной семьи. Все дети разные. Но за эти годы я приобрела навыки, которые мне помогали.

Читать все записи в блоге Андреи Петуховской

15 лет я обучаю детей дома. Дети были на семейном и надомном обучении, некоторые временно ходили в школу. Двое старших детей уже студенты, они успешно учатся в колледжах. Младшие дети сейчас в 8 и 9 классах.

Сказать, что это сложно, – ничего не сказать. Полная занятость первые годы, жизнь по часам и расписанию детей. Единого рецепта нет. Даже в рамках одной семьи. Все дети разные.

Но за эти годы я приобрела навыки, которые мне помогали.

1. Ставить приоритеты

Отношения в семье и коммуникативные навыки важнее академических знаний. Мир не рушится, если ребенок страдает дисграфией и делает 22 ошибки в диктанте.

Его мир разрушится, если он не сумеет строить отношения, договариваться, сотрудничать, выражать свое мнение, понимать чувства и называть их.

2. Не ждать невозможного

Учебники – не самоучители. До 7 класса дети в силу возраста и опыта не в состоянии самоорганизоваться и обучаться.

3. Самообладание

Важно задаваться вопросом: «Ради чего я так реагирую?» В момент, когда я начинаю закипать, я нажимаю на паузу – считаю до 10, глубоко дышу и ищу слова и реакцию, которые помогут достигнуть цели.

Ведь в стрессе познавательная функция отключается, начинается выживание.

Если мы кричим, ребенок перестает учиться, начинает манипулировать – писать, пить, у него голова болит и т.д., лишь бы избежать стресса.

4. Креативность

Учеба для младших детей – игра, а движение – жизнь. Со старшей мы учили стихи на качелях, прыгая на скакалке, пели, качаясь на фитмяче. Сын начинал писать буквы на песке (можно в коробке с манкой), младшая считать умела лишь конфеты – счетные палочки не понимала.

Я рисовала парные картинки из букв и таблицы умножения, приемный сын учил доли и дроби на пицце (мы ее рисовали и резали).

5. Планирование

В целом, я – организованный человек и понимала, что учиться дома без режима и расписания нереально. Благодаря коучингу я научилась и для детей ставить цели и задачи по SMART.

Для ребят эти цели стали конкретными и понятными. Я четко формулировала, какой результат будет засчитан, работа была посильная для ребенка и ограничена по времени.

6. Систематичность и последовательность

Обучая детей ответственности, я всегда повторяла, что каждый наш поступок имеет последствия. Для детей они должны быть предсказуемыми и понятными.

Я всегда четко и ясно поясняла, что будет, если… И выполняла обещанное, даже если мне порой было очень жаль. Но так мы завоевываем авторитет.

7. Делегировать полномочия и просить о помощи

Дома был один компьютер, и то на нем часто работал муж. Понадобились годы, пока я научилась доверять старшим детям и стала им поручать выполнение посильных задач с младшими, даже если между ними разница лишь в год.

А еще научилась обращаться за помощью к друзьям и знакомым.

-2

Поддержите родителей, которые приняли в семьи ребят из детских домов!