В начале фильма два юриста приводят аргументы за и против строительства небоскреба в жилом квартале. Из спора становится ясно, что история фильма коснется двух совершенно противоположных людей: с разными убеждениями, вкусами и даже цветом кожи.
Эндрю Бэкет (Том Хэнкс) — трудоголик, который предпочитает поработать до ночи вместо того, чтобы обратиться к врачу из-за плохого самочувствия. В результате невнимания к своему здоровью Энди сталкивается со смертельным врачебным приговором и безвыходным положением на работе. Бывшие коллеги, они же боссы крупнейшей юридической фирмы, отворачиваются от своего лучшего сотрудника и выбрасывают его на улицу.
У каждой проблемы есть решение — с таким подходом главный герой собирается бороться с несправедливостью. Он находит способ доказать незаконное увольнение и просит помощи у других адвокатов. Но из-за страшной болезни с Энди боятся даже сидеть за одним столом.
Персонаж Дензела Вашингтона — адвокат Джо Миллер (с ним Энди спорил о небоскребе) — человек с традиционными взглядами на общество, хороший специалист, заботливый отец и верный муж, сперва тоже отказывает умирающему в помощи.
Не вдаваясь в подробности сюжета, можно догадаться, что противоположности в фильме все же притянутся. Энди и Джо, вместе начинают борьбу за правду человека, чья история может отразиться на миллионах граждан. Судебное разбирательство — крик в массы с целью призвать людей пересмотреть свои взгляды на многие социальные вещи.
По ходу развития сюжета главная тема со смертельной болезнью Энди и его отношением с работодателем сливается с острой проблемой ненависти к гомосексуализму и дискриминации в обществе Америки в начале 90-х годов.
Большая часть фильма — это судебный процесс, в котором Энди с Джо бьются против крупнейшей юридической конторы Филадельфии. Позиция Энди — увольнение связано с болезнью, а это прямое нарушение закона. Правда работодателя иная — Энди больше не способен выполнять компетентно свои задачи и должен уступить место.
Что хотели сказать?
Фильм демонстрирует противостояние обычного человека и большой компании во главе с циничными миллионерами. В ходе истории зрителю предлагается поразмыслить о дискриминации, о борьбе за свои права, о семейных отношениях и необходимости поддержки в трудные минуты.
Единственное, что можно назвать неуловимой былью — это формула, которая сработала в фильме. Объясняю: на результат будет влиять очень многое: большая семья, поддержка, деньги на судебный процесс, неутолимая жажда справедливости и сила воли. Каждый фактор окажется существенным. Но вряд ли такая формула успеха впишется в уравнение реальной жизни. За основу сюжета взята реальная история молодого адвоката Джеффри Бауэрса. Однако, он умер спустя два месяца после подачи иска к своему работодателю (его также уволили из-за болезни). Дело продолжалось без участия истца шесть лет и в итоге завершилось вне суда — фирма заплатила семье Бауэрса приличную сумму.
Особенности
Благодаря акцентам на детали, нестандартным наклонам и движениям камеры, зритель ненадолго становится участником событий и как бы смотрит глазами героев. Таким способом режиссер старается передать боль и усталость Энди. Это заметно ближе к концу фильма.
Второй момент, который запоминается ярче других — сцена, где Энди начинает обдумывать план похорон, а затем резко решает закатить вечеринку. Далее следует потрясающая метафора — Энди называет себя богом и пускается в танец под оперную композицию. Эта сцена вполне может символизировать агонию умирающего. А ее герой на фоне тусклых кровавых тонов, напоминающих ад, одновременно испытывает и блаженство, и неистовую боль.
Затем наступает кульминация борьбы умирающего против несправедливости. В этом акте предстоит увидеть «нового Джо». Его убеждения в начале фильма и то, за что он будет бороться в финале говорят об одном: пора всем открыть глаза и обратить внимание на проблемы других людей.
Что останется и к чему приведет решение суда? Вопрос несложный. Интереснее будет задуматься о собственных отношениях, об ошибках, которые могут сломать жизнь и справедливости, за которую зачастую приходится бороться насмерть.