Найти тему
Спорт как бизнес

Cпортивный маркетинг во время кризиса. Все о перестройке систем лояльности и сохранении аудитории.

Спортивный маркетинг - это, пожалуй, первая статья расходов, от которой отказываются в кризис. Но в мире спорта такой поступок очень неприятно аукнется в будущем.

Об этом рассказали на шестом вебинаре Strategium Conference "Спорт как бизнес. Антикризисный маркетинг". Его спикерами стали коммерческий директор ХК «Авангард» Павел Астахов, шеф-редактор футбольного клуба «Зенит» Артем Петров и генеральный директор Manzana Group Артур Капитанов. Модерировал беседу партнер Newman Sport, сооснователь IRONSTAR и ROSA RUN Владимир Волошин.

Спикеры обсудили, как кризис повлиял на спортивный маркетинг в клубах и компаниях: от чего пришлось отказаться, а что стало новым источником увеличения продаж, привлечения спонсоров, партнеров, клиентов и болельщиков. А также рассказали, почему так важно уделить внимание спортивному маркетингу именно сейчас.

На основе выступлений спикеров вебинара мы составили для вас инструкцию по антикризисному спортивному маркетингу.

Как оптимизировать маркетинг в кризис?

  • Издержки на персонал можно сокращать. Все сплотились и понимают, что будет тяжело, поэтому готовы быть продуктивнее и временно сокращать свои зарплаты, привилегии, работать сверхурочно. Например, профессиональные клубы по всему миру от ФК Спартак до Барселоны и Ювентуса согласовали с игроками уменьшение зарплаты на время вируса. Тех, кто не понимает, можно без зазрения совести увольнять.
  • Не бойтесь спрашивать про скидки, про отсрочки у поставщиков. Сейчас можно без потери качества и объема порядочно порезать косты — поставщики готовы сокращать ценник.
  • Собирайте базу данных клиентов для их последующей монетизации. Огромное количество людей ушло в digital, взаимодействуют на онлайн-площадках с теми или иными брендами — эти данные можно и нужно собирать, чтобы потом конвертировать их в реальные деньги.
  • Уходите от старых скидочных программ к бонусам. Многие сети давно имеют скидочную программу лояльности, которая сильно съедает маржу. Нужно перейти на отложенные обязательства – бонусы. Это позволяет сэкономить деньги сейчас и увеличить возвращаемость аудитории.
  • Вовлекайте партнеров к работе с бонусной системой. Идеальный сценарий — это когда за начисление бонусов заплатит партнер, а списывать мы их будем на то, что ничего не стоит клубу.

Например, за покупку в официальном магазине атрибутики заплатит производитель, а потратить их можно на экскурсии по стадиону или на нечто, что притянет к нам аудиторию и сформирует продажи в будущем.

  • Отказывайтесь от предложений ДЛЯ ВСЕХ (распродажа -20%), переходите к адресным персональным акциям на конкретный товар или услугу (к целевому маркетингу): кому-то дать скидку -50% (т.к. с -20% он не купит), а кто-то готов заплатить 100% (это можно увидеть по его паттерному поведению и транзакционным активностям).
  • Если есть деньги на маркетинг, инвестируйте в развитие новых каналов продвижения и продаж.

Кейс Облакотека.ru

Поставщик серверной инфраструктуры Облакотека.ru сделал для всех своих клиентов/проектов из затронутых кризисом областей каникулы на 3 месяца + пригласил всех пострадавших БЕСПЛАТНО встать в свою инфраструктуру (то есть без клиентов ресурсы будут простаивать, а так - он получает базу потенциальных клиентов на будущее).

  • Если можно что-то монетизировать в новых условиях, используйте эту возможность.
  • Определитесь, зачем вам нужна программа лояльности. Выделите измеримые точки роста, KPI и ценности, которые должны достигаться этой программой. И уже после этого набирайте набор технических аппаратов, команду и т.д. под достижение этих целей.
-2

Как привлечь новую аудиторию и сохранить имеющуюся?

  • Давайте своей аудитории бесценный уникальный опыт. Психоэмоциональная привязка важна как никогда: должны быть инициативы, которые не про деньги, а про что-то нематериальное - про эмоции.
  • Выходите за рамки организации, придумайте, чем можно заинтересовать на вашей страничке болельщиков или клиентов конкурентов.
  • Используйте шанс, что игроки пускают сегодня к себе домой и охотнее соглашаются на новые форматы, тем самым становятся ближе к своему фанату.
  • Будьте погружены в жизни ваших болельщиков сегодня. Нужно готовиться к тому, что карантин затянется, и после окончания пандемии люди будут сильно финансово ослаблены. Не вызывайте у людей раздражение.
  • Если финансовая ситуация у населения будет совсем плохая, зарабатывайте на B2B, сделайте спорт максимально доступным для масс. Это меры поддержки и населения, и спортсменов: худшее, что может быть — играть при пустых трибунах.
  • Аудитория диверсифицируется из-за кризиса: например, те, кто раньше был равнодушен к футболу, теперь может заинтересоваться им. Контент должен трансформироваться с учетом этих условий, так что обратите внимание на тех, кто вне вашей ЦА.
  • Контент сегодня должен быть максимально качественным и интересным. Не бойтесь экспериментировать. О любой теме можно рассказать интересно.

Исчерпывающий список сегментов целевой аудитории ваших клиентов, их описание и потребности для вашего спортивного бизнеса вы сможете на онлайн курсе - “СПОРТ КАК БИЗНЕС” .

Кейс ФК "Зенит" "Домашняя заготовка"

В Instagram ФК «Зенит» теперь можно встретить кулинарное шоу «Домашняя заготовка». В прямом эфире игроки и тренеры сине-бело-голубых готовят блюда под чутким руководством звездных шеф-поваров.

-3

Как выполнять обязательства перед спонсорами в нынешних условиях?

  • Вырабатывайте скиллы, позволяющие добавлять спонсорские интеграции в любые активности. Интеграции не поверхностные, а глубокие.
  • Используйте социальную и бартерную активность со спонсорами.

Кейс ФК «Зенит» и Яндекс

Владельцам абонементов ФК «Зенит» 65+ доставляют продукты с помощью Яндекс.Такси и приложения Яндекс.Лавка.

  • Тестируйте новые направления и каналы, в т.ч. такие как киберспорт. На киберматчах спонсоры могут размещать свою рекламу.
  • Используйте возможность дать партнерам сегодня больше, чем это было прописано изначально.
-4

Всем, кто занимается спортивным маркетингом, сейчас и в ближайшем будущем придется сложно. Но если вы будете просто ждать, когда все кончится или впадать в уныние, легче точно не станет. Воспринимайте ситуацию как вызов! Включайте креатив. Другого выбора просто нет. И помните, в будущее возьмут не всех.