Пост подписчика Хакнем для рубрики #хакнем_посты ( в этой рубрике размещаются посты наших подписчиков)
Часть 3
Летними вечерами и в глубоких сумерках, когда небо все было усыпано яркими звёздами, в наступившей тишине начинали свои концерты сверчки и лягушки, я сидела на крыльце дома и смотрела в высокое тёмное небо, на млечный путь и слушала этот удивительный мир без людей.
Мне очень захотелось рисовать картины, такие картины, как в доме у бабушки весела над входом в спальню — на ней было изображено высокое небо с кучистыми облаками, пронзёнными солнцем, дорога и высокая рожь. Я эту картину пыталась перерисовать, но мне это плохо удавалось, тогда я стала рисовать наши степи и подсолнечные поля.
В местности, где я жила было много глины, из которой я лепила свои игрушки: печки, диваны, стулья, фрукты, зверей, людей. И, самое главное, я всё это могла покрыть цветными красками.
Мне выделили небольшой кусочек земли у дома, и я пытаюсь вырастить цветы. Особенно мне удавались жёлтые розы и совсем не хотели расти коврики (портулак). В моем небольшом цветнике были космеии, барвинок, вечерняя зорька, львиный зев и ночная фиалка (метиола) и майоры (циннии).
Помню свою прабабушку — прабабушку Параску — дедушкину маму. Она со мной не разговаривала, и вообще не общалась, но я её запомнила —высокая статная, бедрастая, с бюстом женщина (не старуха) в украинской безрукавке с баской и тёмно синем чепцом с крохотным бантом с кокетливо торчащими хвостиками. Я видела её одни раз, но запомнила на всю жизнь и всегда приходила на её могилу , когда бывала в родных местах. Она была для меня очень близкой!
По улице ездит старьёвщик, меняет тряпки на свистульки и белую глину для побелки. Я очень хочу свистульку-соловья, и бабушка даёт мне какую-то тряпку, я счастлива — в моих руках синеголовый соловей, нальёшь воды в отверстие, дуешь в хвостик, и соловей заливается вместе со мной в трелях и посвистах.
Чтобы никому не мешать своим соловьиным пением, уходила в сад, забиралась на вишню и насвистывала.
Затем принималась кушать вишнёвый клей — вкусно. Вишни росли высокие, густые, настоящие острова. А когда созревали вишни, было одно удовольствие их собирать — крупные на длинных ножках и сладкие! Для бабушки часто рвала чёрную бузину для киселя — это был лечебный слабительный бабушкин кисель.
В семье решили разводить цыплят, появилась квочка. Бабушка накопила яиц.
Днём, когда было яркое солнце, бабушка показала мне, как отобрать годные яйца, из которых вылупятся цыплятки, и как отобрать негодные, которые пойдут в яичницу!
Бабушка принесла журнал свернула его в трубку и, приставив яйцо тупым концом к противоположному отверстию стала смотреть прямо на солнце, затем велела сделать это и мне. Я должна была увидеть в яйце тёмное пятно. Если оно есть, значит, яйцо с зародышем, а если нет, то в яичницу. Я отобрала 21 яйцо — столько может прогреть курица, бабушка организовала для нее гнездо в сарае, положила яйца и посадила курицу. Теперь осталось ждать появления цыплят. Потом я это семейство охраняла от ястребков.
В это время я стала читать стихи Есенина и Лермонтова, учила лермонтовского «Демона» на память, а бабушка рассказывала о театре и «Пиковой даме».
Потом я видела в Третьяковской галерее картины Врубеля. На них Демон был таким, как я его представляла: красивым и очень грустным! Я очень долго изучала картины и очень хотелось найти в этом образе сверхъестественные силы.
Однако в одном из залов произошло чудо. Смотрела картину Верещагина…. И вдруг всё на ней ожило. Ожил воздух, ветер, травы и всё было так, как будто я нахожусь на этом поле прошедшего сражения. Это было не продолжительно, но очень явно. У картины В. Сурикова вдруг начали двигаться сани с боярыней Морозовой. Это были мгновения! Но это поразительные мгновения. Я была счастлива!
Привезли большую скирду соломы и сгрузили на усадьбе деда Василя (брат моего дедушки). Мы с Томой, моей сестрой и ещё были дети, играли на этой скирде, и вдруг Томочка провалилась, провалилась с головой, глубоко в стог. Дети побежали звать взрослых, а я взялась её откапывать, и пока взрослые прибежали, Тамару я вытащила, она была вся в соломе и соломенной пыли. Я очень испугалась. И узнала, что можно утонуть не только в воде, но и в стоге соломы!
Томочку отдали учиться недалеко от дома, в Анновскую украинскую школу, а я ходила в русскую. Тома училась хорошо.
Начало истории здесь
Продолжение часть 4, часть 5, часть 6, часть 7
#хакнем_посты (👈 рубрика для размещения постов подписчиков. Подпишитесь на этот хэштег)
Автор: Сонникова Александра Евгеньевна, 75 лет, п. Шушенское, Красноярский край, научный сотрудник (ботаник) Саяно-Шушенского государственного биосферного заповедника