Широко известно, что Генри Форд. в 1914 году сократил рабочий день и повысил заработную плату. Публика любит обсуждать причины по которым Форд это сделал. И тут мнения разнятся от огромного человеколюбия и гуманизма Генри, до… того, что Форд – близкий друг Гитлера.
Действительно Интернет пестрит такими фото
Только при чем тут повышение зарплаты? Антисемитизм Форда тоже широко известен, но это слишком большая тема, которая не уместится в границы этой статьи. Так что давайте, мухи отдельно, а котлеты отдельно.
Давайте послушаем, что говорил по этому поводу сам Генри Форд.
В книге «My Life and Work», известной у нас почему-то как «Моя жизнь, мои достижения», он пишет следующее. Вообще, брошюра в первых главах выглядит как мемуары, но чем дальше, тем больше она напоминает предвыборный буклет. Поэтому доверять ей стоит с осторожностью. Но Мы все же почитаем ее вместе. И разберемся, был ли Форд предпринимателем или меценатом.
На основании этих твердо установленных фактов, в январе 1914 г. мы оповестили о плане участия в прибылях и провели его в жизнь. Минимальная плата за всякий род работы, при известных условиях, была финансирована в 5 долларов ежедневно. Одновременно мы сократили рабочий день с десяти до восьми часов, а рабочую неделю до 48 рабочих часов. Все это было проведено совершенно свободно. Все наши ставки были введены нами добровольно. По нашему мнению, это соответствовало справедливости, а, в конечном счете, этого требовала и наша собственная выгода.
Еще короткая цитата из книги, звучащая как афоризм
Благотворительности нет места в тарифном вопросе.
Так и хочется поставить "!!!" в конце. Но это было бв нарушением цитирования.
Читаем дальше.
Повышением платы были достигнуты и другие результаты. В 1914 году, когда вступил в действие первый план, у нас было 14000 служащих, и было необходимо пропускать ежегодно 53 000 человек, чтобы контингент рабочих поддерживался на уровне 14 000. В 1915 году мы должны были нанять только 6508 человек, и большинство из них было приглашено потому, что наше предприятие расширилось.
Вдумайтесь в эти цифры. Какова, говоря нашим языком, была текучесть кадров!
При старом движении рабочего состава и наших новых потребностях мы были бы теперь вынуждены ежегодно нанимать около 200 000, что было бы почти невозможно
Конечно невозможно. Ведь кроме необходимости обучения, существует еще и учет кадров. Бумажная волокита, оформление, увольнение… Что тоже требует работы персонала. А этот персонал тоже нуждается в оплате.
А что касается обучения, Форд пишет:
Даже при исключительно кратком учебном времени, которое необходимо для изучения почти всех наших операций, все-таки было бы невозможно ежедневно, еженедельно или ежемесячно нанимать новый персонал, ибо, хотя наши рабочие, по большей части, через два, три дня в состоянии уже выполнять удовлетворительную работу в удовлетворительном темпе – они все-таки после годичного опыта работают лучше, чем вначале.
И приведу еще один абзац,, который можно считать выводом:
При всем том, здесь не было ни капли благотворительности. Это было не для всех ясно. Многие предприниматели думали, что мы опубликовали наш план потому, что наши дела шли хорошо, и нам нужна была дальнейшая реклама; они жестоко осуждали нас за то, что мы опрокинули старый обычай, скверный обычай платить рабочему ровно столько, сколько он согласен был взять. Такие обычаи и порядки никуда не годятся; они должны быть и будут когда-нибудь преодолены. Иначе мы никогда не устраним нищеты в мире. Мы ввели реформу не потому, что хотели платить высшие ставки и были убеждены, что можем платить их, – мы хотели платить высокие ставки, чтобы поставить наше предприятие на прочный фундамент. Все это вовсе не было раздачей – мы строили лишь с мыслью о будущем. Предприятие, которое скверно платит, всегда неустойчиво
Как видите, я не добавил ничего от себя. Позволив себе только подчеркнуть некоторые слова.
Спасибо за лайки, комментарии и подписки.