Найти в Дзене
#господинхороший

Как грек стал в России Королем черной икры и построил Иерусалимский монастырь

Рынок Варвакис в Афинах Многие столетия «черным золотом» в России была вовсе не нефть, а черная икра, вернее, «яйца осетровых рыб», согласно науке ихтиологии. И во всем мире ее считают блюдом именно русской традиционной кухни. Но, положив руку на сердце, многие ли из вас могут признаться, а вернее похвастаться, что пробовали хоть раз в жизни настоящую икорку? То-то… Мне же в память врезался навсегда первый день рождения дочери в 1995 году, когда я на Центральном рынке Таганрога купил 700-граммовую банку икры и половину головы осетра, дабы сварить зеленый борщ. Увы, та эпоха прошла и, видимо, навсегда… А на гербе Таганрога навсегда осталась севрюга, как символ былого рыбного богатства города. Но вернемся к более старым добрым временам. Английский граф Чарльз Карлайл, бывший в 1664 году послом при русском царе вспоминал: «Из яиц осетра, которого ловят в Волге, приготовляют великолепное кушанье, называемое ими икрою (ikary), а итальянцами, которые его очень любят, кэвиа (cavayar). Эту

Кадр из фильма "Пираты Эгейского моря", в главной роли  Себастьян Кох
Кадр из фильма "Пираты Эгейского моря", в главной роли Себастьян Кох

Рынок Варвакис в Афинах

Многие столетия «черным золотом» в России была вовсе не нефть, а черная икра, вернее, «яйца осетровых рыб», согласно науке ихтиологии. И во всем мире ее считают блюдом именно русской традиционной кухни. Но, положив руку на сердце, многие ли из вас могут признаться, а вернее похвастаться, что пробовали хоть раз в жизни настоящую икорку? То-то…

Мне же в память врезался навсегда первый день рождения дочери в 1995 году, когда я на Центральном рынке Таганрога купил 700-граммовую банку икры и половину головы осетра, дабы сварить зеленый борщ. Увы, та эпоха прошла и, видимо, навсегда…

А на гербе Таганрога навсегда осталась севрюга, как символ былого рыбного богатства города.

Герб Таганрога
Герб Таганрога

Но вернемся к более старым добрым временам.

Английский граф Чарльз Карлайл, бывший в 1664 году послом при русском царе вспоминал: «Из яиц осетра, которого ловят в Волге, приготовляют великолепное кушанье, называемое ими икрою (ikary), а итальянцами, которые его очень любят, кэвиа (cavayar). Эту икру русские приводят в твердое состояние и, приготовив ее с солью в течение 10 или 12 дней, едят ее с салатом, перцем, луком, маслом и уксусом».

В том же 1664 году ему вторит сотрудник голландского посольства в Москве Николаас Витсен, когда описывает царские угощения на приеме, особо выделея черную икру и даже пироги с ней же. А Георг Адам Шлейссингер, немецкий путешественник, побывав России в 1684 году, так описывает «яйца осетровых рыб»: «Это хорошее кушанье для тех, кто к нему привык, и большинство держат икру для угощения. Ее тонко нарезают на мелкие кружки и приправляют уксусом, оливковым маслом, луком и перцем. В провинции же икру поедают сразу после выемки из рыбы. Приготовляют ее тем же способом, только без оливкового масла. Это деликатес».

Небольшой ликбез: Черную икру дают осетровые рыбы — осетр, белуга и севрюга. Взрослая особь белуги может прожить дольше века и набрать вес в сотни килограмм. По сути, это самая большая пресноводная рыба на Земном шаре.

С икрой мы немного разобрались, а теперь поговорим о персоне её Короля. А для этого перенесемся в Эгейское море на небольшой остров Псара (кстати, один островов, претендующих быть родиной Гомера), где в многодетной семье состоятельного купца Андреаса Леонтидиса рождается в 1750 (или 1732 по другим данным) еще один сын, нареченный Иоаннисом.

Когда же Иоаннис Леонидис вырастает, то судьба подарит ему новое имя – «Варвакис» (владеющий силой или пользующийся влиянием). Он и рыбак, и торговец, и пират – в зависимости от времени суток и обстоятельств. Впрочем, в те времена в Греции в Османской империи это был удел многих.

Кадр из фильма "Пираты Эгейского моря", в главной роли  Себастьян Кох
Кадр из фильма "Пираты Эгейского моря", в главной роли Себастьян Кох

«Чтобы хорошо торговать, надо быть воином» – так гласит греческая пословица.

Когда же в Средиземное море в 1769 году приходит русская эскадра под командованием адмирала Григорий Спиридова в свою первую Архипелажную экспедицию, то Варвакис со своим двадцатипушечным судном с удовольствием присоединятся к ней, дабы воевать за свободу Греции.

В июне 1770 года предприимчивый Варваци обнаруживает в Чесменской бухте спрятавшийся турецкий флот и докладывает об этом графу Алексею Орлову, который командует всеми объединёнными силами русских в Средиземном море. Орлов принимает решение дать туркам бой.

Варваци отдает свой любимый корабль под брандер – специальное судно, которое нагружают горючим или взрывчатым веществом, и направляют в сторону неприятеля для поджога его кораблей.

26-27 июня 1770 года русские сжигают турецкий флот в Чесменской бухте, уничтожив 14 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и до 50 малых судов. Из 15 тысяч моряков турецкого флота после сражения спаслось только около 4 тысяч. В честь этой славной победы 7 июля отмечается в России как Днём воинской славы.

Граф Орлов прибавляет к своей гордой фамилии вторую часть и отныне становится Орловым-Чесменским, а наш герой вскоре попадает в турецкий плен и лишь помощь генерал-фельдмаршала князя Репнина, который прибыл в Стамбул с кратковременным чрезвычайным посольством, чудом позволяет ему спастись от заточения в Семибашенном тюремном замке.

Варваци попадает в Санкт-Петербург, но теперь он в очень двусмысленном положении – оставаясь турецкоподданным он еще и офицер русского флота, но без корабля и без денег. По семейному преданию семьи Варваци, ему помог Светлейший князь Григорий Потемкин, который устроил ему аудиенцию к императрице Екатерине II.

Внук Варвакиса Марк Комнин-Варваций в 1828 г. напечатает в журнале «Северный архив» биографию деда, где выразился так: «Монархиня пожаловала ему 1000 червонцев и место в Астраханской губернии и право беспошлинной торговли на 10 лет».

Спустя достаточно короткое время Иван Андреевич Варваци, а именно так он отныне именуется на русский лад, становится одним из самых богатых людей не только в Астрахани, но и на всей Волге.

Он занимается перевозками, ростовщичеством, торгует рыбой, солью, вином, другими товарами. Только и иными делами занимается Варваци, офицер русского флота. Он на своем галиоте вывозит в Астрахань имущество и личный состав русского консульства из Персии, производит обмер персидского берега, разведку обстановки на побережье,

Небольшой ликбез по икре.

Самой ценной считается икра белужья, затем осетровая и севрюжья. Чем крупнее и светлее икринки, тем качество выше. А самая вкусная свежезасоленная «зернистая» икра, затем «паюсная», «отжатая», «жарная». Икра, которую засаливали в естественных пленках-оболочках икринок – ястыках – называется «ястычная» или «мешочная» и ценится ниже всего.

В ту пору, вы будете сильно удивлены, но с рефрижераторами было не очень и доставлять икру в нужной кондиции на дальние расстояния было практически невозможно. Иван же Андреевич экспериментирует и находит, что в липовых бочках икра не киснет. Именно это открытие и позволяет ему принять законный титул Короля икры. Он приручает Европу лакомится икрой, вводит в рацион высшего света это необыкновенное лакомство.

Варваци становится сказочно богат. Но свой незаурядный талант и энергию он отдает не только коммерции, но и на благотворительность.

Кстати, это поразительное свойство практически всех купцов и промышленников того времени. Но что останется от нынешних? То-то…

В Астрахани Варваци строит каменное здание больницы на 50 человек для инвалидов всех войн при ней Тихвинскую церковь, там же прокладывает канал между Волгой и Кутумом, с четырьмя мостами и набережными. Канал действует и поныне. В 1812 году жертвует деньги в помощь русской армии, воюющей с Наполеоном.

Но как бы не хорошо шли его дела в Астрахани, но душа его всегда рвалась на родину в Грецию. А где всего ближе была Греция в России? Конечно же в Таганроге, который в те времена был фактически греческим городом со своим отдельный магистратом.

Иван Андреевич постепенно переводит дела в Таганрог, где жертвует большие деньги на воспитание всех бедных детей, выделяет средства на покупку пшеницы для голодавших христиан на территории Османской империи, а также на выкуп из долговых тюрем всех несостоятельных должников. Обустраивает богадельню для больных и стариков в городе (в этом здании ныне родильный дом №2 на улице Ленина, где и у меня родилась дочь в 1994 году).

Е.Карнович в книге «Замечательные богатства частных лиц в России» (СПб., 1885) пишет о Варвации: «По достоверным сведениям, во время своей жизни в России он употребил на разные благотворительные дела до 1,5 млн. рублей. Вообще же он пожертвовал в России на общественную пользу до 3,5 млн. и 1 400 000 рублей предоставил в пользу Греции. Остальное свое имущество он завещал дочери, бывшей замужем за директором банка в Астрахани П.Н.Ознобишиным, отцом русского стихотворца, довольно известного лет сорок тому назад».

Но самое главное, Иван Андреевич Варваци строит уникальный Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь, подчиненный, как явствует из его имени Иерусалимскому патриархату. Интересно, что монах из этого монастыря, по предсказанию святого Павла Таганрогского станет на 33 года Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Дамианом.

Интересно, что именно в Александро-Невском храме этого монастыря в 1825 году будет 40 дней стоять горб с набальзамированным телом усопшего императора Александра I.

В Таганроге Варваци включается в работу тайного греческого общества «Филики Этерия», делая построенный монастырь фактически перевалочной базой для греческих патриотов, желающих отправится воевать за свободу Греции.

Да и сам он едет на родину, где вскоре умирает. На его могиле в Афинах стоит величественный мраморный монумент.

Памятник Варваци в Афинах
Памятник Варваци в Афинах

Любопытна судьба его дочери Марии. Так как у Ивана Андреевича не было законного сына, то его фамилия могла прерваться. Но когда его дочь сочеталась браком с Николаем Комнино, прямым потомком византийского императора Алексея I Комнино, то специальным Указом Сената, за личной подписью Его Императорского Величества Александра I, 23 февраля 1820 года потомкам Марии и Николая даровано право носить двойную фамилию – Комнино-Варваци и с причисленим их к Российскому дворянскому сословию. Кстати, в 2007 г. в Таганроге умерла последняя представительница этой фамилии, проживающей в городе, но род очень обширен и живет во множестве стран.

Память о Варваци

В 2015 году был снят российско-греческий фильм «Пираты Эгейского моря» (Бог любит икру);

Канал в Астрахани называется Варвациевский;

На Набережной Приволжского затона в Астрахани установлен мраморный бюст Варваци;

В Афинах на месте Лицея Варвакиса построен главный рынок города, который именуется Рынок Варвакис.

Что же касается Таганрога, то монастырь был снесен в 30-е годы. Также был уничтожен дом Варваци на улице Шмидта, который был прозван «Дом с ядрами и пулями», из-за многочисленных ядер и пуль, застрявших в его стенах после обстрела англо-французской эскадрой в 1855 году.

Переулок Варвициевский был переименован в Лермонтовский.

Что сказать, благодарные мы потомки….

Вера Молчальница и тайна русского престола. Часть II