Многим поклонникам зарубежной фантастики хорошо известны великолепные литературные произведения польского писателя Станислава Лема: «Приключения Ийона Тихого», «Рассказы про пилота Пиркса», «Солярис», «Непобедимый», «Фиаско»... Однако среди этих заголовков крайне редко встречается короткое и хлёсткое слово «Эдем» — а ведь это гениальный, воистину пророческий роман Станислава Лема!
Причины угадать несложно: ключевая идея романа сравнительно сложна и далеко не так близка рядовому обывателю, как, к примеру, идея «Соляриса» — многим она кажется нарочито надуманной и вымученной.
Кто-то из фантастов очень точно подметил: мировая фантастика написана не про космос или путешествия во времени и пространстве, а исключительно про людей. И действительно, что-то из пророчеств знаменитых фантастов в нашем мире и в нашем времени уже сбылось — как, к примеру, знаменитый «Наутилус» Жюль-Верна или Большой Всепланетный Информаторий братьев Стругацких, — а во что-то сравнительно простое и понятное, типа космических путешествий, обыватель верит в ожидании воплощения предсказанного.
Но вот какой казус: с «Эдемом» Станислава Лема — ну никак не складывается. Вспомним, о чём речь в романе? Без цитат не обойтись, поэтому приведу их в сокращении.
«— Никакой не ребус, — ответил Кибернетик. — Он сказал, что до сто тринадцатого года, считая от сегодняшнего дня, у них было центральное правительство из нескольких индивидуумов. Потом появился новый правитель — неизвестно, кто им был. Знали, что существует, но было неизвестно, кто это.
— Как же так — анонимный властелин? — изумился Инженер».
И далее — самое интересное:
«Кибернетик сидел, наклонившись над прибором, он сгорбился, прикусил губу.
— Постойте. Всеобщая информация — нет центральной власти? Так? — спросил он в микрофон. — А в действительности есть центральная власть. Так?
Калькулятор объяснялся с двутелом, издавая скрипучие звуки. Люди молча переглянулись.
— Кто говорит, что существует власть, сам перестает существовать. Так он сказал? — вполголоса проговорил Инженер. — Но ведь это невозможно! У власти должно быть какое-то местопребывание, она должна издавать распоряжения, законы, должны существовать ее исполнительные органы, иерархически низшие!».
Ещё раз кратко и ясно сформулируем своими словами ключевую идею романа: это идея глобальной анонимной власти, которая скрывает от населения планеты не только своё лицо, но и вообще сам факт своего существования, жестоко наказывая любого, кто посмеет заговорить об её существовании. Забавная идея, не правда ли?
Знаем, скажете вы, знаем — конспирология, мировое правительство, теория всемирного заговора, весеннее обострение у паранойиков...
Посмеяться над автором публикации — это ваше право. В конце концов «Эдем» — это всего лишь фантастический роман знаменитого польского писателя, а у паранойиков весной действительно случаются обострения. Но, как говорил один вполне душевно здоровый разведчик: «Если вы паранойик — это ещё не значит, что за вами не следят».
Запомните: Станислав Лем ничего не писал зря, просто так, от нечего делать. Для одних его произведений время пришло, для других — возможно, до поры до времени ещё не наступило.
И даже сейчас, когда в мире бушует пандемия короновируса, сопровождаемая как-то уж чрезмерно раздутой дружной, чётко слаженной новостной паникой в СМИ и неслыханно, беспрецедентно жёсткими мерами по разрушению мировой экономики предотвращению эпидемии — я призываю вас не уверовать в идею «Эдема», но просто взять в руки этот роман и перечитать заново. На всякий случай. Ибо, быть может, его час наконец-то наступил.