В современном обществе лишь немногие могут похвастаться крепкой психологической устойчивостью к заманчивым рекламным призывам, расхваливающим достоинства того или иного товара, или чарующим витринам магазинов. К сожалению, в мире растет процент людей, которые в той или иной степени страдают шопоголизмом (ониоманией), что определяется современными психологами, как страсть к совершению покупок.
В большинстве своем этот недуг постигает женщин или молодых девушек, но психологи отмечают, что в последнее время жажда потребления захватывает и представителей сильной половины человечества.
Основные симптомы шопоголизма.
- пониженный фон настроения в периоды, когда долго не удается заглянуть в торговые центры;
- постоянное желание очутиться в торговом зале, чтобы просто пройтись, посмотреть предлагаемый ассортимент, провести время;
- потребность в спонтанных покупках понравившихся вещей без цели их дальнейшего использования;
- получение удовольствия во время покупки и часто резкое разочарование после ее совершения.
Психологические причины жажды потребления.
Практически все психологические отклонения родом из детства: особенности воспитания, недостаток внимания родителей, травмирующие эмоциональные переживания. Страсть к потреблению - не исключение.
Часто шопоголиками становятся те, кто вырос в крайней бедности и нужде, кому все детство хотелось иметь нарядную куклу или механическую железную дорогу, но родители не могли себе этого позволить. Вырастая, и начав самостоятельно зарабатывать, человек начинал скупать все подряд, пытаясь возместить все то, чего он был лишен в детстве.
Еще одной категорией шопоголиков являются те, кто вырос в семьях, в которых уделялось достаточно большое внимание материальной стороне жизни, где царил культ вещей и брендов. Такие дети с раннего детства привыкают к тому, что материальные приобретения являются основным показателем социального статуса и постоянное потребление поможет им завести друзей, занять высокое положение в обществе и иметь успех у противоположного пола.
Важной отличительной особенностью большинства шопоголиков являются авторитарные родители. Часто таких детей недооценивали, унижали, не считались с их мнением и, вырастая, молодые люди начинают восполнять недостаток любви в чрезмерном потреблении, черпая эмоции из накопительства.
В любом случае, это только предпосылки психологического отклонения, которые могут не реализоваться. И если ребенок получает правильное ценностное воспитание, разъясняющее, что удовольствие могут принести не только покупки, но и чтение, занятие спортом, творчество, это может послужить прививкой от шопоголизма в будущем.