Многие родители и ученики обеспокоены заявлением министра просвещения России о том, что школьники по всей стране продолжат учиться дистанционно, несмотря на то, что по календарному плану большинства средних учебных заведений предусмотрены. Что к чему, разбираемся.
Как по закону?
Право учащихся на периодические каникулы закреплено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании». В частности, подпункт 11 пункта 1 статьи 35 Закона устанавливает: «Обучающимся предоставляются академические права [...] на каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Таким образом ключевым правовым понятием для реализации права учащихся на каникулы является понятие календарного учебного плана.
Календарный учебный план утверждается в рамках реализации образовательной программы образовательным учреждением.
Закон закрепляет лишь общие требования к реализации образовательных программ образовательными организациями. Образовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (17 марта 2020 года Минпросвещения России утвердили методические рекомендации по обучению с среде «Российской электронной школы» в период дистанционного обучения).
Важно помнить и то, что закон закрепляет свободу деятельности образовательной организации при реализации ею программы и устанавливает: органы власти любого уровня, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (Статья 13, пункт 10).
Таким образом, составление календарного плана и образовательной программы, в том числе и форм реализации этой программы, а значит и определение срока каникул является прерогативой образовательного учреждения. Будет справедливо отметить, что как программа, так и план составляются учебным заведением с учётом интересов и мнения учащихся этого образовательного учреждения. В целях учета мнения обучающихся, родителей и педагогов по подобным вопросам создаются советы учащихся, советы родителей или иные органы, а также профессиональные союзы работников образовательной организации (п. 6 ст.26 Закона).
Что такое дистанционное и электронное обучение?
Статья 16 Закона закрепляет различия между дистанционным и электронным обучением. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением исключительно телекоммуникационных сетей и имеющейся в ней информации (программ, презентаций, онлайн уроков и пр.), при этом педагог и учащийся взаимодействуют также по интернету. Под дистанционными образовательными технологиями закон понимает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. То есть главным различием между двумя системами в способе взаимодействия учителя и ученика: при электронном обмен информации осуществляется через образовательную платформу (например, РЭШ, МЭШ или иные); при дистанционном обучении учитель и ученик общаются через онлайн конференции (в программах zoom или skype). Статья 16 закрепляет право образовательного учреждения использовать в своей программе электронную и дистанционную формы обучения, по согласованию, однако, с органами власти, осуществляющими управление в сфере образования. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, у глав регионов есть возможность самостоятельно решать, как будет организован образовательный процесс. Это решение согласовывается с правительством.
Так что же с каникулами?
Как мы уже говорили выше, определение сроков каникул - прерогатива образовательного учреждения. Существует ли какая-либо регламентация продолжительности времени отдыха учащихся? Приказ Минобрнауки №1015 от 30.08.2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» устанавливает: «Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно». При этом Приказ предусматривает возможности сдвигать при совмещении очно-заочных форм образования сроки начала и окончания учебных периодов.
Регламентацию продолжительности школьных каникул находим в «Примерной основной образовательной программе основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15): «Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель».
Существуют также требования СанПиН №2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». Согласно п. 10.3 СанПиН: «Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул».
Таким образом, ключевым критерием при определении продолжительности школьных каникул является именно недопущение переутомления учащихся, что является оценочным критерием и завит, в числе прочего, от условий обучения, от продолжительности учебных часов.
Каким же образом регламентирует количество часов учебной нагрузки для детей Примерная образовательная программа, о которой мы говорили выше? Программа устанавливает: «Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 - 35 недель. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 34 учебных неделях составляет 28, 29 и 31 час соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классе при 34 учебных неделях составляет 32 и 33 часа соответственно. Максимальное число часов в 5, 6, 7, 8 и 9 классах при 35 учебных неделях составляет соответственно 32, 33, 35, 36 и 36 часов соответственно». Рассмотрим имеющуюся учебную нагрузку на примере нагрузки ученика 5-го класса общеобразовательной московской школы:
Нехитрые математические операции позволят сделать вывод о том, что учебная нагрузка на ребёнка за учебную неделю при сочетании электронной и дистанционной форм обучения составляет 8 часов, при максимально допустимых 28 часах. То есть нагрузка ребёнка составляет менее 1/3 допустимой.
Итог
Перенос школьных каникул и формирование учебно-календарного плана - это прерогатива учебного заведения, которое реализует свои полномочия с учётом мнения участников учебного процесса и требованиями СанПиНа. СанПиН рекомендует равномерно распределять учебную нагрузку и каникулы с целью избежать переутомления учащихся (именно их, а не других участников процесса, включая родителей). Неизбежно, сочетание электронной и дистанционной форм обучения повлекло снижение учебной нагрузки на детей, а следовательно, учебное заведение, которое приняло решение сократить школьные каникулы в пользу продолжения учебного процесса в такой форме не нарушит требований закона и подзаконных нормативных актов. Это однако не отменяет необходимости следить наблюдать за учебной нагрузкой и академическими успехами детей.
Ну и напоследок перефразируем известную поговорку: обучение обучающихся - дело рук самих обучающихся. И кстати, русское слово «студент» произошло от латинского «studiosus», что у древних римлян значило «самообучающийся». Всем успехов в учёбе!
В постижении же нелёгких вопросом юриспруденции вам поможет в том числе и наш телеграм-канал.
UPD: Как только мы подготовили материал по теме, Министерство просвещения опубликовало рекомендации, в которых указывает, что вопросы продления или сокращения учебного года, прохождения учебных программ и реализацию календарных планов учебными заведениями по согласованию с региональными властями должны быть исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в каждом конкретном регионе. Минпрос допустил перенос части программы на следующий учебный год, рекомендовал использовать в учебном процессе дистанционных технологий и электронного обучения. В рекомендациях затронута темы ЕГЭ и ОГЭ: девятиклассники будут сдавать очно два предмета по ОГЭ, а старшеклассники (10 и 11 классы) должны будут полностью освоить программу и подготовиться к ЕГЭ в полном объёме.
Если в отношении учащихся 1-8 классов будет принято решение о сокращении учебного года, то аттестовывать школьников будут по текущим результатам и по результатам ВПР, проведённым дистанционно.