Найти тему
༺ Полина Вахитова. Имидж ༻

Характер линий и имидж

Оглавление

В реальности линий не существует. 

Наш мозг использует это абстрактное понятие для обозначения траектории движения. 

Мы представляем линию, когда анализируем движение: будь это траектория движения какого-то предмета, или движение нашего взгляда по границе предмета. Чтобы это движение как-то осмыслить и описать, нам нужны линии.

Схема движения взгляда по фотографии бюста Нефертити.
Схема движения взгляда по фотографии бюста Нефертити.

Дарвин еще заметил схожесть невербальных сигналов не только разных людей, но даже людей и животных. Мы примерно одинаково используем жесты и физиогномику для передачи каких-то сигналов, эмоций. И используем для этого одинаковый набор движений. Резкие жесты и движения — страх или агрессия. Плавные — доброжелательность или безразличие.

Эмоциональные проявления, связанные с разными движениями, отражаются и в характере линий, используемых для самовыражения человека, со времен первобытных наскальных рисунков, до современного дизайна и музыки.

В начале 20 века ряд психологов начал изучать характер линий с помощью экспериментальной психологии. 

«Графические эквиваленты психических состояний начали системно исследоваться в Лейпцигском университете под руководством В. Вундта (Wundt, 1900/1921). Наличие графических эквивалентов эмоциональных состояний подтвердилось при анализе аффективного тона линий (Lundholm, 1921). В исследовании Лундхольм в ответ на предъявление группы прилагательных, выражающих различные оттенки эмоциональных состояний, обследуемые должны были нарисовать линию, передающую соответствующее слову настроение.
Используя стилизованные паттерны Лундхольм в качестве прототипов, психологи Поффенбергер и Бэрроу получили среди взрослых испытуемых поразительную согласованность (до 90 %) в сопоставлении прилагательных с графическими изображениями по каждому из 18 универсальных паттернов (Poffenberger & Barrow, 1924). В результате исследования Поффенбергер и Бэрроу существование универсальной закономерности выражения эмоционального состояния в продуктах графической деятельности человека было доказано экспериментально.» 

Цитата из книги «Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм», Либин В. В.

Примеры эмоционального воздействия характера линий

Дерево — неодушевленный объект. Но даже тут мы сразу понимаем какое дерево "доброе", а какое "злое".

Один и тот же текст, но какое разное эмоциональное содержание!

Характер линий и внешность

Когда мы смотрим на человека, наш взгляд так же, как и в примере с бюстом Нефертити, движется по контуру и деталям. И связанные с характером движений эмоции переносятся на личность человека, на ожидания от его поведения и тд.

Отдельно хочу отметить, что когда мы обсуждаем восприятие, речь идет не про 100% людей, а про подавляющее большинство. У некоторых людей личный опыт, например, травмирующий, может перебить стандартное восприятие характера линий, но таких людей мало и учитывать такие ситуации заранее невозможно, тут мы изучаем восприятие большинства.

В утрированном виде влияние характера линий на восприятие внешности человека можно посмотреть на мультперсонажах. С первого взгляда зритель понимает какой перед ним персонаж, добрый или злой (даже если в процессе повествования характер персонажа оказывается на самом деле добрым, именно на этом контрасте сюжет и строится).

Чтобы дать понять зрителю что изначально эти персонажи консервативные домоседы, художники использовали одинаковый характер линий. 

Среди людей представители таких ярких типов линий редко встречаются, но бывают. Чаще всего, все типы линий намешаны во внешности и нужно разбираться какие линии ярче представлены.

Посмотрите, две молодые девушки с похожими чертами лица, но разным характером линий.

Конечно, не только характер линий влияет на впечатление. Ещё цвет, форма, размеры, жесты, мимика и, собственно, контекст встречи и содержание беседы.

Но если вам хочется как следует изучить именно этот аспект — приглашаю вас на свой онлайн-курс "Характер линий и управление впечатлением", где мы подробно по фотографиям разберем характер линий участниц курса и поработаем с коррекцией линий. Курс начнется 15 апреля и будет длиться месяц.