С очень интересной особенностью медвежонка столкнулся на первом году его жизни. Ползая по стремянкам, Мансур забрался в самолёт, в котором в это время ребята работали, ну и естественно полез “помогать”, за что был достаточно жёстко выставлен обратно на стремянку.
Я в этот момент работал на улице. И наблюдал картину: по лестнице вниз слезает ревущий медвежонок. Слез со стремянки, стоит ревёт. Первая мысль - наверное есть хочет? Но он не ищет еду и времени ещё мало прошло с предыдущего кормления. Может болит что-то? Но как понять, к нему страшно подойти. Ладно думаю, попробую. Попробую подойти и пожалеть, может сам покажет, ну а кинется кусаться - не велик зверь. И вот подхожу к нему и спокойным тихим голосом начинаю его жалеть и тут происходит чудо, Мансур прижимается к моей ноге, продолжая реветь. Оказывается, тот рёв, который я принял за ярость - это был детский плач. И ему было очень важно, чтобы его просто пожалели. Ничего себе, вот тебе и зверь…
Именно этот момент я считаю был той начальной точкой, когда с Мансуром удалось наладить какой-то внутренний контакт, именно тогда удалось его капельку понять и почувствовать.
Вообще медведи очень сильно откликаются на доброту. Удивительно, что такой сильный и независимый зверь в то же время очень трогательный и открытый к ласке.
При этом, Вера Сочина (авиатор, которая профессионально занимается дрессировкой морских животных в Московском зоопарке) меня сразу предупредила, что медведи запоминают обиду и потом могут отомстить. И ни в коем случае с ними нельзя общаться с позиции силы. В дальнейшем, анализируя те конфликты и несчастные случаи, которые происходили между человеком и медведем, оказалось, что в 99% случаев нападавший медведь был очень сильно обижен человеком. И именно эти мысли подтвердил доктор биологических наук, зоолог - Овсяников Никита Гордеевич, более 26 лет посвятивших изучению белого медведя и условий возникновения конфликта белого медведя и человека.