Как создавали Миссури ?
История Миссури начинается в 1937 году, когда американское военное командование осознало острою необходимость в больших и быстрых линкорах, для борьбы с японскими линкорами типа "Конго". Корабли типа "Конго" строились в обход второго Лондонского соглашения ( ограничения по водоизмещению строящихся кораблей, а также их калибру ) и были явно боеспособнее,находившихся тогда в строю, американских линкоров типа "North Dakota"и "South Dakota" , да и остальной японский флот был явно больше положенного ( кстати, япония так и не подписала второе лондонское соглашение, хотя на словах обязалось его выполнять ) поэтому было решено создать корабль, превосходивший по своей боеспособности любой другой на Тихом и Атлантическом океане, поэтому 17 мая 1939 года, Конгресс США одобрил строительство 4-х кораблей нового класса, названных в честь штата "Iowa"
Наш сегодняшний герой - Миссури, был заложен на Бруклинской верфи, в январе 1941, а спущен на воду ровно через три года, в январе 1944. Бутылку о борт корабля разбивала будущая первая леди США, жена Гэрри Трумэна, в 1944 пока еще только сенатора от штата Миссури
Всего было построено 4 корабля типа Iowa, а заказано 6, однако два последних разобрали еще на стапелях, причиной тому было окончание Второй Мировой войны
Характеристики Миссури
- Длина по КВЛ - 262.1 метра
- Длина наибольшая - 270.4 метра
- Ширина - 32.97 метра
- Стандартное водоизмещение - 45 тысяч тонн
- Полное водоизмещение - 57.5 тысяч тонн
- Экипаж - 2978 человек, из них 189 офицеров
- Проектная скорость - 32.5 узла (!) , Миссури - самый быстроходный линкор в мире, из когда либо построенных
- Орудия ГК 406-мм ( три башни, две на носу, одна в корме )
Бронирование линкора считается классическим для американского судостроения - легкобронированные нос и корма корабля, очень хорошо укреплённая основная часть корпуса, «цитадель», расположенная чуть не под самой ватерлинией
Линкоры типа Iowa были одними из самых современных в годы введения в строй, поэтому на Миссури присутствовала одна из самых современных РЛС, новейшая система связи, большие командные площади, позволявшие кораблю оставаться в составе ВМФ до 1992 года ( но об этом чуть позже )
Также, все четыре Айовы входили в составы разных авианосных соединений, во-первых, из-за уже упомянутых выше, командных площадей, а во-вторых из-за своего мощнейшего ПВО и многозадачности, позволявшей им быть флагманами в таких соединениях
Миссури, во время Второй Мировой
В состав флота корабль впервые вошел в июне 1944 и сразу отправился в бой, прибыв в декабре того же года на Гавайи. В январе 1945 сопровождал авианосец «Lexington» к побережью Японии, в феврале, линкор оказывал поддержку американскому десанту, высаживающемуся на Иво-Дзиму, своим прикрытием с моря, в марте, обстреливал о. Хонсю. Первые серьезные потери линкор понёс от атаки камикадзе в апреле, правому борту корабля был нанесён значительный ущерб, однако, кроме японского пилота, чудом никто не погиб
9 мая 1945 года Миссури вошёл в состав 3-го флота США, став его флагманом
Пожалуй, самое важное событие в жизни линкора, произошло 2 сентября 1945 года, на его борту был подписан мирный договор между США и Японией, означавший капитуляцию последней, а значит и конец все Второй Мировой войны. Этим событием Миссури навсегда записал себя в мировую историю, как корабль, закончивший самую кровопролитную войну в истории человечества...
Корея 1950-1953
Если быть честным, то уже к 1950 Миссури был достаточно устаревшим, как и все линкоры. С появлением авианосцев и атомных подводных лодок (в скором времени они появятся) линкоры стали рудиментом для современных флотов, однако удалить его полностью рука не поднималась, ведь постройка таких кораблей была долгой и дорогой. Несмотря на это, Миссури, например, с достоинством выполнял боевые задачи во время войны в Корее: обстреливал береговые укрепления противника, подавлял морскую авиацию врага. Но главной задачей Миссури было пребывание в статусе флагмана, на нем размещалось американское командование, управляющее военными действиями с моря
Но всему хорошему приходит конец, поэтому служба славного корабля была окончена. В 1954, через год, после окончания войны в Корее, он был отправлен, на казалось бы, вечную стоянку, в качестве музея в г.Брементон, но через четверть века, он снова вернётся в строй...
Новая жизнь 1984-1991
В 1980-х появился план, по которому в строю, к середине десятилетия должно быть 600 кораблей, поэтому, из резерва и консервации стали выводиться корабли, для выполнения такой грандиозной задачи. Так Миссури получил вторую жизнь. С 1984 по 1986 он проходил полную модернизацию, чтобы соответствовать времени. На вооружении линкора появились крылатые ракеты томагавк, новые автоматические «вулканы» , самое современное оборудования, для ведения боевых действий в любой точке мира
Такое оборудование пригодилось ему в полной мере уже в 1991, с борта линкора была запущена первая КР Tomahawk, по ВС Ирака, ознаменовавшая начало вторжения США в эту страну. Война в Персидском заливе для Миссури прошла относительно спокойно, всего с его борта было выпущено 28 ракет, обстреляно несколько береговых укрепления противника, также корабль участвовал в известнейшей операции «Буря в пустыне»
Как дела у Миссури сейчас ?
Линкор с 1998 года является кораблем-музеем. Стоит в Перл-Харборе, на Гавайях, где вы можете его увидеть. Миссури по-настоящему легендарный корабль, со счастливой боевой судьбой, поэтому про него не забыли до сих пор и его можно часто встретить в современной культуре:
- В фильме «Морской Бой» , там он побеждает инопланетян
- В фильме «В осаде»
- В документальном сериале «Жизнь после людей»
- В т.н. «Мире кораблей» там, вы можете даже стать капитаном легенды...
Почему же Миссури сквозь «призму истории?»
История этого корабля очень показательна, он прошёл 3 войны ( но не участвовал в войне во Вьетнаме, хотя два других линкора типа Iowa там были ) и на его примере легко проследить, как менялась тактика ведения морского боя и военная доктрина в целом, от генеральных сражений линкоров до «доктрины Картера»
Модернизационный потенциал, заложенный в линкор при проектировании, позволил ему ещё долго быть актуальным и принимать участие в американских военных кампаниях, по мере и под нужды которых, менялся сам линкор
Спасибо за Ваше время, надеюсь Вам понравилась статья ! Если так, то поставьте лайк и оставьте комментарий со своим впечатлением, так я пойму, как развивать канал дальше)
Всего доброго !