Почему самолеты садятся сначала на задние шасси, и только потом опускают передние?
(Я привожу решение авторов, его критикуют. Источник: В. А. Тихомирова, А. И. Черноуцан. Школа в "Кванте". Физика. Часть 1. Москва, Издательство МЦНМО, 2015)
Пилоты самолетов всегда вынуждены корректировать свой курс с учетом ветра. Это означает, что они регулируют расход топлива и добиваются определенной скорости относительно воздуха, с тем чтобы результирующая скорость относительно земли (абсолютная скорость) соответствовала полетному расписанию. При этом ось самолета сонаправлена скорости самолета относительно воздуха. Относительно земли самолет при сильном ветре летит немного "боком": его ось и абсолютная скорость составляют некоторый угол. Однако, при посадке на взлетно-посадочную полосу пилот должен как-то добиться ориентации оси самолета вдоль его абсолютной скорости, которая, в свою очередь, должна быть направлена вдоль посадочной полосы. Для этого пилот сажает самолет на заднюю пару шасси. Трение задней пары шасси о посадочную полосу создает вращающий момент сил, разворачивающий самолет вдоль полосы.
ПАРТНЕР КАНАЛА - ОТ ДЕДАЛА ДО PAYPAL'A (История, экономика, технологии)