Мультфильм «Стеклянная гармоника» и сейчас кажется современным. Если бы не приглушённые цвета и скрупулёзная прорисовка деталей, то и не подумаешь, что вышла картина в далёком 1968 году на киностудии «Союзмультфильм».
Тогда власти не любили сложные художественные приёмы и многочисленные «измы». Приветствовалась только ясность реализма и классическое искусство. «Стеклянная гармоника» построена на сложных метафорах, аллегориях, образах не только классического, но и сюрреалистического искусства.
Режиссёром фильма стал Андрей Хржановский – большой любитель игры с образами, мастер метаморфоз. Хржановский никогда не даёт зрителю готовую отгадку. Образы его мультфильмов прежде всего воздействуют на эмоции и подсознание – признак настоящего искусства, а не плакатной пропаганды.
Атеистическому обществу нельзя было углубляться в нетрадиционные направления искусства. Увлечёшься подсознательным, многозначностью символов, выйдешь за сферы своего личного сознания в неведомое, а там и до Божественного близко.
По этой ли причине «Стеклянная гармоника» долго пролежала на полке? Наверное.
Цензура заставила сделать объяснение для зрителей, что речь идёт о пороках буржуазного общества. Эта текстовая вставка в начале картины, действительно, выглядит лишней. Будто младшим школьникам повторяют, что быть жадным нехорошо.
Недоумение у цензоров вызвал главный злодей – человек в котелке. Образ заимствован из работ знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта. В картинах бельгийца этот персонаж обезличен: мы видим только его фигуру в чёрном, лицо скрыто.
Человек в котелке, властитель города, единственный, кто имеет человеческий облик. Все жители — сборище причудливых фантастических образов, уродцев из мировой живописи. Их страсти выражены во внешности. Властитель, бесстрастный холодный робот, – его облик статичен. Нет страстей, изменяющих внешность. В конце фильма мы замечаем: у него нет глаз, как на одном из полотен Магритта. Нет глаз — нет души.
Волшебные звуки стеклянной гармоники избавляют жителей города от пороков и зависимостей. Из гнусных страшилищ они превращаются в прекрасных людей с полотен Эпохи Возрождения.
Истина всегда одна и она прекрасна, а её искажений множество. Одно красивое лицо похоже на другие, и нам хочется любоваться ими всегда. А пороки, как бы они не были смешны и разнообразны, надоедают и не способны вызвать любовь.
Музыкальное и звуковое оформление фильма тоже уникально для того времени. Я неоднозначно воспринимаю музыку Альфреда Шнитке. Его мелодии кажутся рваными, незаконченными, оттого назойливо повторяющимися. Но композитора не зря часто привлекали к работе над художественными и мультипликационными фильмами. В «Стеклянной гармонике» нет человеческой речи, но звуковое оформление потрясающе создаёт атмосферу, будит чувства. Приглушённая тревожная, похожая на звуки штормового ветра, музыка в начале. Зловещий низкий голос городского там-тама в середине напоминает, что за всеми в городе следят. Жизнеутверждающий победный бой часов в финале.
Картина не для скептиков — для открытых и восприимчивых людей.
Приятного просмотра!
https://www.youtube.com/watch?v=dYz0xck_NYQ
© Copyright: Анна Сивак, 2017
Свидетельство о публикации №217030301280
#мультфильм #союзмультфильм #стеклянная гармоника #Андрей Хржановский #советское искусство