Записки смотрителя Собора.
Нет на свете людей более мирных, чем священнослужители. Они взывают к миру людей, прост Бога даровать мир, проповедуют о любви к ближнему и даже ко врагу. Но все же мне выпала честь служить в соборе Святой Живоначальной Троицы Лейб гвардии Измайловского полка. Соборе, священники которого на протяжении почти двух столетий окормляли русское воинство в мирной жизни и в годы военные.
С древних времен русская земля притягивала взгляды алчных соседей. Кого-то интересовали ее просторы, кого-то – ресурсы, кто-то боялся конкуренции, кто-то идеологии. Сложно найти в мире народ, не пытавшийся штыком и мечем получить от России желаемое. Немцы и поляки, англичане и французы, татары и турки, японцы и шведы, итальянцы и персы… Даже совсем крохотные страны умудрялись вторгнуться на нашу территорию в составе то наполеоновских, то гитлеровских, то англо-французо-османских «коалиций». Наверное, только африканское племя карамаджонгов не претендовало на эту землю, да и то, потому что «случая не было». И практически всегда шли вместе с солдатами на защиту Отечества священнослужители. Примитивно было бы думать, что полковой священник это нечто вроде «комиссара», вдохновляющего и напутствующего на бой. Все куда сложнее и обширнее. Человек на войне, окруженный опасностью и смертью, куда более нуждается в тех таинствах, о которых в мирной жизни – увы! – помнит не всегда. Со времен Ветхого Завета, священники укрепляли народ, говоря: «Господь Бог идет с вами, что бы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20:4) Священнику запрещено брать в руки оружие, но его молитвенную помощь недооценить сложно. Когда сошлись в судьбоносной битве войска Амалика и Иисуса Навина, Моисей не участвовал в сражении, хотя сила его была способна раздвигать воды морей. Поднявшись со священниками на гору, он молился о даровании победы. Результат его служения можно было увидеть воочию: когда поднимал он руки в молитве – Израиль побеждал, когда опускал – побеждал Амалик. Напряжение его молитвы было таково, что он изнемогал, и тогда Аарон с Ором поддерживали руки его – молитва Моисей была необходима не меньше меча Навина. Да что там люди? Даже ангелам приходилось сражаться. Увы, но войны будут до тех пор, пока есть бесы, мечтающие о всевластии. ..
История русских священников, окормлявших и молившихся за воинов в походах и битвах, уходит корнями в далекие века. Многое мы помним уже лишь по предниям и былинам. Еще древнерусские князья брали с собой в походы священников. (известен приказ Владимира Мономаха «приставити попы своя едучи перед полками петь тропарь и кондаки»). В 1193 году, при военном походе, в числе убитых значиться «поп Иванко», а «поп Петрило» именуется в числе четырех, убитых в битве с литовцами. Всем известен подвиг схимников Александра Пересвета и Родиона Ослябя. Именно священники призывали к освобождению Руси в Смутное время, за что многие были убиты беспощадно и мучительно. Легендарен подвиг Троицко-Сергиевой Лавры, выдержавший шестнадцатимесячную осаду и показавшей всей Руси пример героизма и веры. Лучшее войско Европы, численностью свыше тридцати тысяч человек, не смогло одолеть три тысячи вставших насмерть за веру и Отечество солдат и священников. А старцы этой последней, е сдавшейся твердыни, Феропонт и Макарий, даже лично возглавили одну из самых ожесточенных конных контратак. Ушедшие от мира в монастырь, они же и оказались последней надеждой мира. … В то же Смутное время, при осаде Новгорода, митрополит новгородский Исидор, служил на стенах молебен и видя, как протопоп Софийского собора Амос с горсткой прихожан, героически защищает дом, стоящий на стратегически важном перекрестке, не только не осудил священника, но даже снял с него какую-то ранее наложенную епитимью…
Согласно 83 апостольскому правилу и седьмому определению четвертого Вселенского собора, священникам и монахам запрещено принимать участие в боевых действиях с оружием в руках. Так что в этих случаях как нельзя более ярко понимаются слова:» Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя». Спасая паству, они жертвовали всем, без остатка… Но все же это были исключения из правил. А повседневная жизнь полового священника была так же тягостна и тяжела, как жизнь простого солдата. Преодолевали огромные расстояния в зной и холод, тряслись в обозах, месили сапогами грязь дорог и песок пустынь. Питались из общего котла, спали, где застанет ночлег, тосковали по семьям. .. А во многом им приходилось тяжелей. Вы задумывались когда-нибудь, как неудобна ряса в дальних странствиях? Грязь окопов, жара пустынь, а уж ездить на лошади – единственном средстве передвижения на протяжении многих веков…. А походная церковь? Мало того, что ее приходилось покупать или изготавливать самому (в Первую мировую войну походная церковь стоила около 425 рублей – деньги по тем временам доступные не каждому священнику). Так ведь ее надо было перевозить, оберегать, разбирать и собирать. А еще были основные обязанности: богослужения, совершение Таинств, проповеди, погребение убитых, помощь врачам в полевых госпиталях, извещение родственников о смерти воинов, заведование полковыми библиотеками, и т. д. и т. п…
«Институт» военных священников складывался не сразу и не легко. В казанском походе Ивана Грозного значиться участие протоиерея Андрея с клиром. В царствие Алексея Романова в устава «Умение и хитрость ратного строения пехотных людей» упоминаются полковые священники. И только Петр Первый, строивший армию по западному образцу, законодательно утвердил быть священнику при каждом полку и на каждом корабле. Но, как традиционно водится в России, хорошая идея отличалась крайне плохой организацией. Денег в казне не было, а те, что выдавались, выплачивались крайне нерегулярно и не в полном объеме. Возникал вопрос: как быть с семьей священника (подчас весьма многочисленной), оставляемой на долгие месяцы без средств к существованию? Повысить жалование? Вот уж нет. Государство всегда находило способ решать «денежные вопросы»… не затрагивая «денежных вопросов». Поменялся не оклад, а… священники. Сначала было принято решение набирать на корабли вдовцов, но где взять столько вдовцов? И было принято решение назначать на корабли иеромонахов. Во времена Екатерины Великой корабельный иеромонах получал около 24 рублей в год (к примеру: сельский батюшка получал в среднем 30-35 рублей, а городской от 50 до семидесяти. А младший морской офицер имел около 200 рублей годового жалования). Положение несколько наладилось, лишь когда несущих службу священников приравняли в правах к армейским чинам. Главный священник армии и флота (в начале они назывались «обер-священник», а перед падением империи - «протопресвитер»), приравнивался к чину генерал-лейтинанта, настоятель собора – к полковнику, полевые и корабельные священники к чину капитана (ротному командиру), диакон – к чину прапорщика и псаломщик к чину подпоручика. Теперь, когда сердце за семью было спокойно, батюшки, натянув под рясы тельняшки, бороздили соленые моря, участвуя во всех экспедициях и сражениях флота Российской империи. Иеромонах Александро-Невской Лавры отец Гедион (Гавриил Федотов), принял участие в первой русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна (кстати: организовывал экспедицию бывший офицер Лейб-гвардии Измайловского полка Николай Рязанов, позже воспетый в опере «Юнона и Авось» ) Все знают о героических подвигах русских моряков времен Цусимы, но так редко вспоминают о священниках, воевавших и погибавших с ними плечом к плечу… Во время боя снаряд попал в лазарет броненосца «Суворов». Причащающий раненых судовой священник иеромонах Назарий получил множество осколочных ранений. Его хотели унести в укрытие, но пастырь не позволил, пока, захлебываясь собственной кровью, не закончил: «Силой и властью, данной мне, отпускаю прегрешения во брани убиенным», и, осенив паству крестным знамением, потерял слонание. Иеромонах Антоний (Смирнов), исполнявший обязанности на корабле «Прут», отказался занять чье-либо место в шлюпке, и, надев облачение, благословлял с тонущего корабля свою паству (награжден орденом святого Георгия 4 степени посмертно). Судовой священник крейсера «Рюрик» иеромонах Алексий (Оконешников), после гибели корабля попал в плен, и, отпущенный как духовное лицо… вынес на своем теле корабельное знамя, за что был награжден крестом на Георгиевской ленте. Не отставали в трудах и подвигах и «сухопутные» священники. Навсегда остался в памяти потомков знаменитый путешественник отец Иокинф (Бичурин), востоковед и переводчик. Из полковых священников наиболее памятен подвиг отца Василия (Васильковского), с крестом в руках поднявшего полк после гибели командира, самоотверженно служившего под пулями и осколками на полях брани Отечественной войны 1812 года (умер от ран во Франции в 1813 году). Вдумайтесь в это, друзья мои: КАКИМИ были отношения между священником и паствой, если прошагали они вместе под пулями и проливными дождями от Бородина до Парижа?! Каждого убитого священник хоронил как родного сына, за каждого молился, как о родном… Согласно устава, во время боя священник обязан был находится в переднем полевом госпитале, не только причащая и исповедуя, но и перевязывая солдат (священник обязан был пройти соответствующие курсы). Под обстрелом молились священники о даровании победы. Известны случаи, когда снаряды не просто рвались возле походной церкви, но и пробивали ее насквозь, пролетая над самой головой священника… В 1915 году, на Галицком фронте, иеромонах 311 пехотного Кременчугского полка отец Митрофан, совершал литургию. Снаряд пробил походную церковь и упал возле престола, с правой стороны. Отец Митрофан перекрестил бомбу и продолжил службу. Солдаты, видя спокойствие священника остались в храме до окончания литургии… Но это – случаи единичные. Священники гибли на войне рядом с солдатами. За все время боевых действий убиты и умерли от ран сотни священнослужителей, десятки отравлены газами и попали в плен, Огромное количество раненых и контуженых…Вот только два примера. Священник 31 егерского полка о. Петр (Евлонов) только в сражении у Эски-Арнаут-Ларе, при исполнении пастырских обязанностей был ранен в левое плечо ружейной пулей, кинжалом, в голову – пикою, в левый бок тремя штыковыми ранами, прошел плен (пожалован наперсным крестом на георгиевской ленте и пенсионом из инвалидного фонда). Священник о. Карп (Бардин) ранен пулей в левую руку с раздроблением кости, разрублено саблей левое плечо, сабельные раны в голову и левую руку, трижды в спину – и это не считая менее тяжких ран. А ведь было ему тогда только 33 года… Отец Лаврентий (Сушинский), участвовал в легендарном переходе Суворова через Алпы (награжден скуфьей и наперсным крестом). Протоиерей Дамиан (Борщ), во время осады Севастополя, под пулями вытаскивал с передовой раненых солдат. По словам очевидцев, когда заканчивались бинты. Он рвал на себе рубаху, рясу, подрясник – лишь бы не дать солдатам истечь кровью… Был неоднократно ранен и контужен (награжден двумя наперсными крестами. Один – на Георгиевской ленте. Орденами св. Анны 3 и 1 степени). Один из первых случаев награждения священнослужителя георгиевским крестом (редчайший и уважаемый знак отличия, давался только за беспримерное мужество) был во время взятия Измаила войсками Суворова. Когда командир Полоцкого полка был убит и полк дрогнул, протоиерей отец Трофим (Куцинский), подняв крест, крикнул:»Стойте, ребята! Вот ваш Командир!» и первым полез на крепостной вал. Крест был пробит двумя пулями, сам священник контужен, но Измаил пал. … Были даже забавные случаи. В 1914 году, священник 58го пехотного Прагского полка отец Парфенип (Холодный), следуя в часть, столкнулся с отрядом австрийцев. Священника сопровождали лишь три человека, но… Батюшка поднял над головой образ «Спаса Нерукотворного» и пламенной проповедью уговорил сдаться в плен двадцать три (!) солдата и двух офицеров. .. Одному из героев Крымской войны – отцу Иоанну (Пятибокову), увлекавшим за собой в атаку солдат (левая сторона креста была отсечена пулями, епитрахиль разорвана картечью, получил две контузии в грудь – спас крест), был установлен памятник – монумент из черного гранита с белым крестом и вставленным под стекло орденом св. Георгия (памятник уничтожен большевиками). Настоятель моего, Троицкого собора, (с 1909 по 1911гг) о. Иоанн (Невдачин), награжден большим офицерским крестом болгарского ордена «За гражданские засуги», орденами св. Анны 2 и 3 степени, св. Владимира 4 и 3 степени, золотым крестом из кабинета Е.И. В. (он – автор книги «Троицкий собор, выпущенной в 1910г.) Награждены священники Троицкого собора о. Семеон (Александров) (за героизм во время Бородинской битвы), о.Антип (Гаврилов) участник Бородино, сражений при Кульме и Лейпциге, протоиерей о. Петр (Громов), участник походов 1812-1815гг, о. Василий (Чуев) в 1907 году с должности священника Троицкого собора назначен священником церкви крейсера второго ранга «Рында» и за отличие в службе награжден набедренником, о. Александр (Филаретов), участник русско-турецкой войны 1877-1878гг и многие другие достойные пастыри, служившие в этом соборе.
Так это и было… Месили грязь дорог, проповедовали, вели службы… Выносили раненых с поля боя, причащая их и отпевая, молились под пулями о даровании победы и сбережении солдатских жизней… и снова: дороги, странствия, службы и проповеди…
После революции 1917 года этих мужественных людей ждала страшная судьба. Большинство из них приняли мученическую кончину Расстреляны и замучены в лагерях были многие священники и нашего собора. Протоиерей о. Михаил (Чельцов), расстреляный в 1931 году, причислен к сомну новомученников и исповедников российских. Расстреляны о Илан (Невдачин), о. Леонид (Богоявленский), о. Сергий (Трудов), бывшие в разное время настоятелями собора. Та же горькая участь постигла многих священников, дьяконов, певчих. А уж сколько погибло от большевистского террора офицеров и солдат Измайловского полка – узнать наверное теперь уже просто невозможно… Оставшиеся в живых священники прошли через страшное время, но не возненавидели людей, а молились за них и помогали чем могли, когда словом, когда куском хлеба, а когда и ценой жизни… В годы Второй мировой отец Федор (Пузанов), кстати, Георгиевский кавалер Первой мировой войны, награжден медалью «Партизан Отечественной войны». Отец Николай (Пыжевич) был заживо сожжен карателями за связь с партизанами. Расстрелян за помощь партизанскому движению отец Павел (Щерба), отец Николай (Михайловский). За укрывательство евреев, после пыток, насмерть затравлен собаками о. Петр (Бацяна). Полковой священник о. Федор (Забелин), награжденный в Первую мировую золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, служил под обстрелами и бомбежками в Гатчине, делясь нехитрым провиантом с прихожанами и пряча у себя советского разведчика… Бывший настоятель нашего собора, отец Михаил (Славницкий), не оставлявший служение в блокадном Ленинграде, был награжден медалью «За оборону Ленинграда». А сколько героев той страшной войны, по ее окончанию сами стали священниками… Орденоносец Иван Воронов принял постриг с именем Алипий и стал настоятелем Псково - Печерского монастыря. Герой войны Николай Глазов принял постриг с именем Нифонт и достиг чина архимандрита. Майор разведки Наталья Малышева известна православным как монахиня Андриана. Отец настоятеля нашего собора – протоиерей Борис Бартов прошел Северо-Западный, Белорусский, Украинский фронт – готовил штурмовики в боевым вылетам, орденоносец, награжденный множеством медалей… связь времен не прервалась: для победы, даже в правом деле, одного мужества мало. Нужна Вера.
Сегодня институт военного духовенства начинает возрождаться. На сегодняшний день в армии и флоте 240 штатных должностей военных священников. А не так давно в военном университете Москвы прошел первый в истории Российских Вооруженных Сил выпуск военных священников – 15 штатных помощников командиров соединений по работе с верующими военнослужащими. «40 священников (на миллион двести тысяч солдат)… Интересно, что столько же было их в 1812 году… Началось строительство храмов и часовен во многих военных гарнизонах. А уж какой любовью пользуется у моряков Морской Собор Святителя Николая Чудотворца – об этом знает каждый петербуржец. Все больше военнослужащих я вижу и в нашем, «лейб-гвардейском» соборе…. Да, это будет непростой и долгий путь. Но и в быту, и на поле брани, солдат будет знать, что звучат о нем слова молитвы. Что есть рядом тот, кто просит Бога о даровании ему жизни и победы. Тот, кто скажет: «Когда ты выйдешь на битву против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобой Господь Бог твой» (Второзаконие 20:1)