Оказывая всё большее давление на ставленников Ирана на Ближнем Востоке, США рискуют навредить своим оставшимся связям в иракском правительстве. Документы Пентагона, просочившиеся в конце марта, свидетельствуют о внутренних дебатах в среде американских военных по поводу того, следует ли активно включаться в борьбу с поддерживаемыми Ираном иракскими ополченцами, которые в последние месяцы усилили нападения на американские и натовские цели в стране. Пока решение об активизации борьбы с ополченцами принято не было, США решили пойти другим путём. 26 марта США сократили период освобождения от санкций, во время которого Ираку разрешается покупать природный газ у Ирана. Эти меры США направлены на ослабление экономического и военного влияния Ирана в Ираке. США считают, что гарантией стабильности в Ираке может стать дружба руководства страны с американцами. Однако принимать подобные действия во время экономического спада и низких цен на нефть из-за коронавируса, которые уже ставят под угрозу дальнейшую работу действующего правительства в Ираке, в конечном счёте может провалить заданную цель и сказаться на возглавляемой США борьбе с терроризмом.
Согласно нынешнему видению США, сдерживание иракских ополченцев - особенно тех, кто имеет самые тесные связи с Тегераном, такие как Катаиб Хезболла - в конечном счёте является борьбой с конкурирующим влиянием Ирана в регионе. Но подрыв влияния Катаиб Хезболлы или другой военизированной группировки является исключительно сложной задачей. Хотя уровень их поддержки в разных частях Ирака варьируется, эти группировки активно участвуют в политической и общественной деятельности и за прошедшие годы стали одним из основных компонентов сил безопасности Багдада и правительства. Это означает, что при каждом нападении США на боевиков в Ираке, правительство страны несёт политические издержки.
Несмотря на давление США, иракское правительство мало что может сделать, чтобы более жёстко контролировать действия проиранских группировок, которые продолжат бороться за собственное выживание и территориальные цели за пределами Ирана. Попытки обуздать многочисленные влиятельные группировки также могут ещё больше осложнить способность Аднана аз-Зурфи, нового премьер-министра относительно дружественного к США, сформировать правительство, подстёгивая проиранские партии сильнее возражать против его назначения.
Поэтому, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что иракское правительство, которое находится в шатком положении с тех пор, как предыдущий премьер-министр ушёл в отставку в октябре 2019, всё чаще выступает с заявлениями против прямых бомбардировок США по ополченцам и продолжает угрожать санкциями. Тем временем Вашингтон занимается передислокацией своих сил в стране с дальнейшей целью окончательного сокращения их численности, что, в свою очередь, вызывает неоднозначную реакцию иракского правительства. Те, кто близок к Ирану, празднуют это, в то время как те, кто ближе к Вашингтону, боятся ослабления США в регионе, что позволит ИГ (запрещённой в РФ) и другим террористическим группировкам спокойнее себя чувствовать в регионе и активнее участвовать в боевых действиях.
Возможные санкции со стороны США чреваты дальнейшей дестабилизацией и без того неустойчивой экономики Ирака, которая сталкивается с глубокими трудностями из-за пандемии и падения цен на нефть. В течение многих лет США оказывали давление на Ирак, чтобы отучить его от поставок иранского топлива. Однако недавно Вашингтон усилил давление, сократив период освобождения от санкций до всего лишь 30 дней для импорта энергоресурсов из Ирана. Это, вероятно, попытка США заставить Ирак показать как он добился добросовестного прогресса в достижении своей заявленной цели по замещению всего иранского экспорта в течение следующих трёх лет, особенно учитывая, что иракское потребление импортного газа из Ирана фактически увеличилось с 24 % до 31 % в период с 2018 по 2019 г.
Таким образом, принятие американцами решения об усилении давления на Ирак в то время, когда страна уже сталкивается с экономическими и политическими проблемами, может обернуться против США. Данная арабская страна может стать менее «послушным» партнёром США в борьбе за сдерживание иранского влияния и менее сговорчивым союзником в длительной глобальной борьбе с терроризмом, эпицентром которой и остаётся Ирак.
Подписывайтесь на наш telegram-канал Политавр