Действие фильма ужасов Netflix «Платформа» происходит в тюрьме в виде башни, в которой еда распределяется несправедливо. Но что означают все метафоры концовки?
Фильм «Платформа» снял Галдер Гастелу-Уррутия. В нем рассказывается о тюрьме в виде башни, где население получает еду с постепенно спускающейся на каждый уровень платформы. Сценарий фильма написали Дэвид Десолой и Педро Риверо.
Фильм рассказывает о Горенге (Иван Массага) с его первого дня пребывания в уникальной среде, которую администрация официально называет Вертикальный центр самоуправления, но в разговорной речи жители называют это место «Яма». Скоро Горенг получает сведения об этом месте от своего сокамерника Тримигаси (Зорион Игилор).
Тюрьма представляет собой вертикальную башню, на каждом этаже — камера. Через всю башню снизу доверху проходит широкое отверстие, через которое через каждые 24 часа в каждую камеру приходит платформа с едой. Приготовленная на уровне 0 роскошная еда остается на каждом уровне в течение 2 минут, прежде чем спуститься на следующий уровень.
Вывод прост: если два жителя каждого уровня будут есть только то, что им необходимо, еды хватит всем. К сожалению, жадность и обжорство преобладают, а те, кто находится наверху башни, оставляют для нижних уровней только отходы или вообще ничего.
Хуже того, раз в месяц заключенные случайным образом меняются местами, что означает, что те, кто снизу, могут подниматься выше и мстить тем, кто ранее заставлял их голодать. И наоборот, те, кто привык к изобилию, могут быть вынуждены пожирать друг друга от безумного голода.
В то время как Горенг и Тримигаси питаются скудными остатками на 48-м уровне, ситуация резко меняется, когда во второй месяц их совместного проживания они попадают на 171 уровень.
Оказывается, что Горенг добровольно подписался на пребывание в тюрьме. Он обменял шесть месяцев своей жизни на сертификат и возможность бросить курить. А Тримигаси был насильственно заключен в тюрьму на год после непреднамеренного убийства кого-то.
Кроме того, пережив существование на более низких уровнях раньше, Тримигаси признается, что он не остановится перед дальнейшими убийствами и даже каннибализмом, чтобы обеспечить свое собственное выживание. К счастью для Горенга, его спасает от поистине мрачной участи Михару (Александра Масангкай), таинственная женщина, к которой Горенг ранее проявил доброту. Центральный конфликт «Платформы» — борьба Горенга за выживание и изменения внутри плохой системы.
Какой смысл несет «Яма»?
В фильме «Платформа» есть множество метафор. Большинство из них вращаются вокруг самой Ямы. Прежде всего, это обвинительный акт против капиталистических иерархий. Статус-кво, предлагаемый в «Платформе», соответствует реальному миру, благодаря нескольким темам, исследованным в картине.
Хотя в Яме нет миллиардеров, существуют графически изображенные версии классовых различий: богатые на верхних этажах и бедные на нижних. И идея перераспределения богатства предсказуемо смеется над теми, кто маячит выше (даже если временно).
В то время как такие призывы, как «ешь богатых», широко используются в реальной жизни, сценарий Десолы и Риверо более решительно исследует, как бедных заставляют — в прямом и переносном смысле — сражаться и есть друг друга, чтобы выжить. Добраться до богатых — несбыточная мечта, если сами персонажи не переведены на более высокий уровень.
К сожалению, как показывает вопиющее пренебрежение Тримигаси к тем, кто ниже, и мелкие обиды на тех, кто выше, жизнь на более высоком уровне Ямы не сопровождается чувством сострадания к тем, кто находится на более низких уровнях.
Вместо этого обычно возникает эгоистичное чувство привилегированности и возможность испражняться — в прямом и переносном смысле — на тех, кому сейчас не повезло. Как сказал персонаж Роберта Паттинсона в фильме «Космополис»: «Никто не против богатых!
У всех есть десять секунд на богатство!». Хотя в фильме это месяц, а не десять секунд, менталитет Ямы похож на это убеждение. Хотя никогда не было ясно, каковы намерения администрации, нетрудно представить, что они пытаются доказать такую же точку зрения.
Как часто заявляют миллиардеры из реального мира, что, если бы людям из низшего класса была предоставлена возможность, они были бы такими же жадными и коррумпированными, какими воспринимаются люди из высшего класса.
Например, как позднее отмечает Горенг, что чрезмерное богатство накапливается не благодаря щедрости, а часто за счет других. Таким образом, Горенг считает, что система в целом должна измениться. Такие темы были недавно исследованы в таком фильме, как «Паразиты», хотя «Платформа» рассказывает об этих проблемах более экстремальными и гротескными методами.
Кроме того, в фильме прослеживается религиозный подтекст, и в этом смысле все более душераздирающая тюрьма Горенга приобретает новый контекст. В конце концов, другое название ада часто называлось «Яма». С ее, казалось бы, бесконечными уровнями, каждый из которых более дикий и порочный, чем предыдущий, легко сравнить путешествие Горенга с путешествием Данте в «Божественной комедии».
При встрече с Имогури (Антония Сан-Хуан), которая ранее работала на администрацию, Горенг считает, что существует 200 уровней, но в конце фильма выясняется, что их 333 (Это половина из 666). А уровень 0 часто можно сравнить с небесами, с одним человеком, наблюдающим за созданием пищи, почти Богом.