Хочется рассказать историю про «золотой чемодан», про его нераскрытую до сих пор тайну.
Краткая предыстория. В январе 1926 года крестьянин Нешев крымской деревни Марфовка добывал в поле строительный камень. Неожиданно наткнулся на богатое готское захоронение. Это была сенсационная находка! Найденные вещи: золотую диадему, большую золотую пряжку, подвески и тонкие овальной формы золотые пряжки – он передал Керченскому историко-археологическому музею.
Спустя 20 лет, летом 1946 года, в сотнях километрах от Керчи – у станицы Спокойная, на юго-востоке Краснодарского края, мальчишки нашли в лесу древнюю золотую пряжку овальной формы и отнесли её в милицию.
Как драгоценность оказалась в этом краю? Это сложная, запутанная, противоречивая и во многом до сего времени загадочная история…
Итак, речь пойдёт о «золотом чемодане». Появился он в сентябре 1941 года, когда немецкие танки уже вторглись в Крым. Директор музея, видный археолог Юлий Марти принёс из дома большой фанерный чемодан, обитый чёрным дерматином. Туда в 15-ти коробках уложили самые ценные, а точнее, совершенно бесценные экспонаты, хранившиеся в «спецфонде» и входившие в золотой фонд страны. В опись чемодан занесли как «место № 15». Закрыли замки, обвязали ремнями и запечатали сургучной печатью.
Что находилось в чемодане? Прежде всего предметы Марфовского клада. Затем 70 серебряных понтийских и боспорских монет III–II века до нашей эры и многие другие ценнейшие экспонаты. Всего 719 предметов из золота и серебра. Все – неповторимые памятники мировой культуры, исключительные по своему научному и художественному значению.
Справедливо чемодан именовался «золотым!
Другие наиболее значительные экспонаты, архив музея, материалы раскопок были упакованы в 19 ящиках.
Итак, 26 сентября музейные ящики вместе с «золотым» чемоданом покинули Керчь, отправились в тыл в сопровождении директора музея Юлия Марти и инструктора горкома Иваненковой. Вначале на катере через Керченский пролив. В Тамани ящики погрузили на армейские машины. Дорога проходила на открытой степной местности, хорошо просматривающейся фашистскими самолётами. При налётах все выскакивали из грузовиков и прятались, где придётся.
Наконец, добрались до Краснодара. Когда летом 1942 года фашисты стали подходить к городу, ящики перевезли в Армавир и поместили в здании местного музея. Однажды во время налёта вражеской авиации в него попала крупная фугаска, все музейные экспонаты – и армавирские, и керченские – погибли.
Судьба «золотого чемодана» сложилась по-иному. И вот почему. Марти и Иваненкова отнесли его не в музей, а в армавирский горисполком. О существовании «золотого чемодана» знал лишь узкий круг ответственных лиц, в том числе Анна Моисеевна Авдейкина, работавшая в той комнате, где был оставлен чемодан и где хранились важные документы. Туда вход посторонним был воспрещён.
Но тут случилось непредвиденное. Анна Моисеевна заболела. Долго лежала в беспамятстве. Близкие опасались, что не выживет. Но она понемногу стала приходить в себя, смутно представляя, что происходило в тот момент в городе. Когда 3 августа 1942 г. обеспокоенная мама сказала ей, что немцы близко и город эвакуируется, Анна Моисеевна, ещё не оправившаяся от болезни, побрела в горисполком. Поняла, что горисполком уже эвакуировался. С трудом поднялась на 4-й этаж, по привычке заглянула в свою рабочую комнату, дверь которой была открыта настежь и сразу увидела этот чёрный чемодан! Она не поверила своим глазам!
Как же его оставили?! Очевидно, тот, кто в спешке и суматохе здесь собирал бумаги и вещи, подлежащие вывозу, не обратил внимания на обшарпанный и неприглядный чемодан, конечно, ничего не зная о его содержимом.
Мысли же председателя горисполкома В.П. Малых были заняты организацией партизанского отряда, поэтому за множеством забот он и не вспомнил о «золотом чемодане».
Женщина стояла в растерянности. Что же делать? Одной чемодан не унести. Но кого позвать на помощь? Постороннему человеку ведь не доверишься.
Она поспешила домой. Позвала на помощь 14-летнего племянника Шурика. Вместе им удалось под разрывами бомб (город нещадно бомбили) доставить ценный груз на сборный пункт.
В.П. Малых где-то раздобыл грузовик. Втащили чемодан в кузов. Василий Петрович приказал шофёру во всю гнать в станицу Спокойная и там Анне Моисеевне нужно было сдать чемодан в отделение Госбанку директору Лободе лично, что она и сделала.
Что было с этой отважной женщиной дальше? Она пристроилась к беженцам, потом перешла линию фронта, не раз подвергаясь смертельной опасности…
В конце концов вернулась домой в Армавир 4 февраля 1943 г., когда его освободили советские войска. Родные не сразу признали её в худой, измождённой женщине с седыми волосами, разбитыми в кровь ногами, в рваном платье. Родные рассказали ей новости, связанные с «золотым чемоданом».
Оказывается, как только немцы заняли Армавир, за Анной Моисеевной пришли гестаповцы. Обыскали дом, даже стог сена во дворе истыкали штыками. Допытывались, когда и на чём она уехала из города, кто её сопровождал. Особенно их интересовало, взяла ли она с собой чёрный чемодан, который унесла из горисполкома. Ведь именно за ним от самой Керчи гналась специальная зондеркоманда, присланная из Берлина и прибывшая в город с немецкими частями.
А что же стало с «золотым чемоданом»?
Известно, что станица Спокойная – последнее место пребывания керченских сокровищ. 6 августа 1942 года директор отделения Госбанка Я.М. Лобода погрузил банковские ценности и этот чемодан на бричку и попытался их эвакуировать в тыл.
В нескольких километрах от станицы его остановили гитлеровцы. Загляни они в бричку – участь древнего золота была бы решена. К счастью, выяснять, что вёз небритый мужик, они не стали, а направили бричку обратно в станицу. Но в станицу Лобода не вернулся, а свернул в лес и доставил груз в Спокойненский партизанский отряд, где остался в нём рядовым бойцом.
В начале декабря 1942 года отряд попал в крайне тяжёлое положение. Его продовольственные базы были разгромлены карателями, кончались боеприпасы. Отряд нёс большие потери от непрерывных боев с гитлеровцами. Поэтому командование отряда решило разбиться на небольшие группы и пробиваться из окружения.
Снаряжение, лишнее оружие, документы, ценности, в том числе и чемодан, закопали в разных местах. О каждом тайнике знали лишь 2-3 человека. Среди тех, кто прятал «золотой чемодан», был Я.М. Лобода. При выходе из окружения он и несколько его товарищей были схвачены гитлеровцами. 14 декабря их расстреляли.
Перед казнью Якова Марковича избивали, требовали сказать о каких-то ценностях, но так ничего и не добились. Не тайну ли «золотого чемодана» хотели выведать фашисты?
Ценою своей жизни Я.М. Лобода спас от врага легендарный «золотой чемодан», сохранил его тайну. Погибли и другие партизаны, которые прятали чемодан в лесном тайнике или же что-либо знавшие о нём.
Командир партизанского отряда Пётр Николаевич Соколов отметил тайники на своей оперативной карте, но он был вскоре убит в бою. Что стало с картой? Неизвестно.
Но вспомним про случайную находку – древнюю золотую пряжку – в 1946 г. в тех местах, где шли бои партизан с немцами. Думается, что она имеет прямое отношение к тайне пропавших керченских сокровищ. Их поиск продолжается и по сей день.
Источник: Е.В. Кончин. Сохранённые сокровища. – М., 1985. – С. 137-143.