Найти тему
Finparty.ru

Олег Гуров: «От происходящего закипит даже тренированный мозг»

Генеральный директор Центра развития деловых компетенций Олег Гуров рассуждает о ситуации, в которую попало общество в связи с пандемией. А также призывает абстрагироваться от бесплодных переживаний и вспомнить, что действительно имеет значение.

Мы проживаем странные дни. Последние десятилетия трансформация различных сфер жизни была нашей верной спутницей, но от того, что происходит прямо сейчас в масштабе отдельных дней, максимум недель, закипит даже самый тренированный стрессами мозг.

Например, если раньше в компаниях речь заходила о переходе на новые форматы работы, то мы держали в голове, что за ширмой «повышения эффективности» часто скрываются все те же формализм и бюрократия. И этот парадокс несоответствия желаемого и действительного создавал «правильную», стабильную картину мира — мечты мечтами, а повседневность привычна и устойчива.

Рассуждая о финской системе школьного образования как об идеальной, демократичной, но по разным причинам очень от нас далекой, едва ли мы могли себе представить, что уже завтра офисные сотрудники будут трудиться на удаленке, а школьники со студентами — слушать уроки и лекции онлайн.

-2

И это всего лишь вершина айсберга. То, что мы наблюдаем в социальных сетях, мессенджерах и СМИ и потом видим в реальности, например на полках супермаркетов, имеет вполне научное название — инфодемия. Это информационная эпидемия, возникающая от переизбытка данных из различных источников, правдивых и фейковых, профессиональных и дилетантских, объективных и субъективных, научных и антинаучных. Причем переизбыток такого масштаба, что определить, где правда, или хотя бы соблюсти интеллектуальный и эмоциональный нейтралитет представляется крайне сложным.

Пару лет назад я опубликовал статью, где предложил ввести в гуманитарную науку понятие «метапаразит». Это метафора страха перед непонятными и враждебными явлениями, который в условиях информационного общества распространяется так же, как паразитарные инфекции.

В качестве примера локально реализованной концепции метапаразитизма я привел историю геноцида в Руанде 1994 года. Представители более многочисленной народности хуту, традиционно занимавшей низшую социальную ступень, уничтожили сотни тысяч тутси — аристократической верхушки общества и паразитов с точки зрения бедняков. Идеологи хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить». Показательно, что массовые убийства и сопутствовавший им сброс трупов в реки, отсутствие возможностей для захоронения огромного числа погибших, а также массовые изнасилования привели к эпидемии холеры и росту заражений паразитарными заболеваниями. В единый клубок сплелись явления из политической, социальной, медицинской сфер.

-3

Сотни тысяч погибших в незнакомой стране далекого континента — увы, не для многих интересный инфоповод. Другое дело — наблюдаемая сегодня ситуация, с которой можно провести определенные параллели. В физическом мире существует болезнь, инфекция, и одновременно возникает вирус в информационном, культурном пространстве. Эти токсичные, вирулентные явления ведут к росту разрушительных тенденций в международных отношениях, экономике, вообще во всех сферах жизни. Происходит становление настоящей метапаразитарной конструкции мирового значения, причем каждый из нас выступает активным субъектом и объектом процесса.

Мы живем в эпоху produsage. Этот неологизм образован от слов produce («производить») и usage («использование») и означает, в частности, что пользователь может воздействовать на качество выпускаемого продукта. Например фанаты Apple или Nike, высказывая свое мнение, влияют на то, как будет выглядеть коллекция следующего года. Философия «открытого кода» позволяет единомышленникам всего мира сотрудничать и достигать синергии, зарабатывать и быть востребованными. Однако даже все эти прекрасные явления, к сожалению, пока не позволяют утверждать, что общество достигло зрелости для выработки взвешенных решений и трезвого отношения к ситуации в критические моменты.

-4

Что делать сегодня, когда просыпаются забытые чаты и группы, а лента пестрит фотографиями пустых полок? Когда от предприимчивых знакомых начинают приходить предложения вложиться в десяток тонн сахара, потому что завтра будет на 20% дороже, а в супермаркете исчезла ячневая крупа, которую ты даже никогда и не пробовал?

Внимательный человек легко убедится, что ничего не ново в этом мире. Стрессы — назовем это так — бывали и раньше, причем гораздо более масштабные. Да и к тому, что пружина времени раскручивается как сумасшедшая, мы уже привыкаем. Например, мессенджеры, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, появились всего 10 лет назад.

Я думаю, что в такие моменты полезно выдохнуть и обратиться к искусству, литературе, классике, чтобы абстрагироваться от бесплодных переживаний и вспомнить о том, что действительно имеет значение.

-5

Например, можно перечитать «Чуму» Альбера Камю. В романе описано, как жители закрытого на карантин города испытывают страх и беспомощность перед, мягко говоря, форс-мажором, как меняются их поведение и взгляды на мир. Большая часть парализована страхом и ждет спасения от государства, от высших сил или героя. Но есть те, кто принимает вызов и в момент истины проявляет сострадание, любовь, заботу о ближних.

Мы много говорим о том, как важна осознанность для экологии личности и социальной среды. Я считаю, что именно сейчас взять паузу и свериться с хорошей литературой — лучшее лекарство, самый эффективный иммуномодулятор, который обязательно даст силы для ответственного поведения, неприятия апокалиптических настроений и скорейшего перехода в устойчивое состояние.

-6

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц