Ухань — эпицентр коронавируса — возвращается к нормальной жизни: власти снимают жесткие ограничения на передвижение, открываются торговые центры. Австрия должна стать первой европейской страной, которая значительно ослабит ограничения для своих граждан: многие магазины должны открыться уже на следующей неделе.
В то время как больницы многих стран работают на пределе возможностей, а эпидемиологи внимательно следят за распространением вируса, опыт Австрии может дать ответы на многие вопросы. Франция, Бельгия, Финляндия и Испания уже пытаются придумать план выхода из изоляции, но эксперты предупреждают об опасности повторной волны заражения.
Так когда же все это закончится?
Можно сказать что это неправильный вопрос. Газета New York Times предлагает другую формулировку: «Как мы узнаем, что можно выйти из самоизоляции?»
В России нерабочие дни и «ограничительные меры» сохранятся минимум до 30 апреля. В Британии по текущим правилам самоизоляция должна продлиться до 14 апреля, но с учетом динамики распространения коронавируса, вероятнее всего, меры продлят.
На сегодняшний день любая дата — это лишь предположение.
19 марта премьер Британии Борис Джонсон (в настоящее время он сам находится в реанимации с подтвержденным диагнозом COVID-19) утверждал, что страна сможет переломить ситуацию за 12 недель, если люди будут следовать советам властей. Джонсон полагал, что к концу июня эпидемия может пойти на спад.
И все же в апреле каждый день в стране выявляют несколько тысяч инфицированных. За одну только эту среду в британских больницах умерли 938 зараженных коронавирусом пациентов.
Даже если прогноз британского премьера сбудется, значит ли это, что можно будет отменить самоизоляцию?
Простой ответ: скорее всего, нет.
Ограничения в Ухане сняли через два месяца. Везде будет так же?
Город Ухань, ставший центром вспышки COVID-19, был на локдауне с 23 января, хотя первые случаи заражения диагностировали еще в конце 2019 года. Все жители города должны были оставаться дома, закрылось метро, остановились поезда и перестали летать самолеты.
Только спустя два месяца, 25 марта, в провинции Хубэй, столицей которой является Ухань, ослабили карантинные меры: открылись дороги, людям разрешили въезд и выезд, открылись ключевые предприятия, магазины и торговые центры.
7 апреля стало первым днем, когда в Китае никто не умер от коронавируса. В этот день, по официальной статистике, в стране зарегистрировано только 32 новых случая заражения, и все они — завозные. Причем в провинции Хубэй не выявили ни одного нового случая.
Значит ли это, что через два месяца и другие страны могут рассчитывать на возобновление привычной жизни?
Совсем не обязательно. Во-первых, западные эксперты сильно сомневаются в достоверности китайских данных: прошлые исследования показывали, что в официальных документах часто наблюдаются серьезные искажения. В случае с коронавирусом настораживает, например, и то, что власти Уханя долгое время намеренно скрывали информацию о вспышке опасного заболевания.
Кроме того, на прошлой неделе CNN со ссылкой на китайские издания сообщала, что в Ухань доставлено на несколько тысяч погребальных урн больше, чем официальное число жертв коронавируса в городе. Журнал Time обращает внимание, что в своих официальных документах Китай восемь раз менял определение COVID-19.
Во-вторых, несмотря на заявления Китая, есть, пусть и небольшое, число случаев передачи инфекции внутри страны.
Кроме того, Национальная комиссия по здравоохранению не включает в статистику случаи, в которых у инфицированных нет симптомов, несмотря на то, что эти люди остаются распространителями вируса. Большая часть населения Китая все еще не выработала иммунитет к вирусу, поэтому опасность новой волны заражений сохраняется.
С учетом того, что коронавирус распространился по всему миру, его проникновение в Китай извне неизбежно приведет к локальной передаче внутри страны, говорит эпидемиолог из китайского института Duke Kunshan (работающего при поддержке американских коллег) Бенджамин Андерсон.
Эпидемиолог Айра Лонгини из университета Флориды, занимающийся созданием моделей вирусов, предупреждает: «Вирус может вернуться, как только будут сняты ограничения. Я хотел бы ошибаться, но не могу представить, как может быть иначе».
На этом моменте можно только догадываться, что дальше будет происходить в мире.
Советую вам сидеть дома и стараться не выходить на улицу.