Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Какие вестерны показывали в советских кинотеатрах при Сталине?

Значительный поток иностранного кино хлынул в СССР после окончания 2-й мировой войны. Это были так называемые “трофейные фильмы”. Среди них встречались не только ленты немецкого и итальянского производства, но и голливудские картины, захваченные в кинотеатрах противника. Попали в их число и вестерны. Эти киноленты, в целях снижения затрат на производство собственного кино и сбора средств в государственную казну, пустили в широкий прокат по всей территории СССР. 1-го августа 1948-го года Управление Пропаганды и Агитации, в то время возглавляемое М. Сусловым, представило секретарю ЦК ВКП(б) Г. Маленкову докладную записку и проект постановления ЦК ВКП(б) “О выпуске на экран заграничных фильмов из трофейного фонда”. В записке говорилось: “Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) просмотрел 69 заграничных кинофильмов трофейного фонда из 70 фильмов, представленных Министерством кинематографии СССР для выпуска на широкий и закрытый экраны. В результате проведённого просмотра Отдел пропаганды

Значительный поток иностранного кино хлынул в СССР после окончания 2-й мировой войны. Это были так называемые “трофейные фильмы”. Среди них встречались не только ленты немецкого и итальянского производства, но и голливудские картины, захваченные в кинотеатрах противника. Попали в их число и вестерны. Эти киноленты, в целях снижения затрат на производство собственного кино и сбора средств в государственную казну, пустили в широкий прокат по всей территории СССР.

Кинотеатр "Горняк" в г. Магадане, 1948 г.
Кинотеатр "Горняк" в г. Магадане, 1948 г.

1-го августа 1948-го года Управление Пропаганды и Агитации, в то время возглавляемое М. Сусловым, представило секретарю ЦК ВКП(б) Г. Маленкову докладную записку и проект постановления ЦК ВКП(б) “О выпуске на экран заграничных фильмов из трофейного фонда”. В записке говорилось:

“Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) просмотрел 69 заграничных кинофильмов трофейного фонда из 70 фильмов, представленных Министерством кинематографии СССР для выпуска на широкий и закрытый экраны.

В результате проведённого просмотра Отдел пропаганды считает возможным выпустить на широкий экран следующие 24 фильма немецкого и итальянского производства: Ом Крюгер, Каучук, Сердце королевы, Песнь для тебя, Бессмертный вальс, Песнь одной ночи, Фанни Эльслер, Рембрандт, Маленькая ночная музыка, Индийская гробница 1 и 2 серии, Маддалена, Грёзы, Мадам Бонари, Нора, Три Кодонас, Мария Илонна, Нищий студент, Звери Южной Америки, Король Калифорнии, Премьера Мадам Батерфляй, Всегда, когда я счастлива, Кого боги любят и Джузеппе Верди.

На закрытый экран предлагается выпустить следующие 26 фильмов американского и французского производства: Собор Парижской богоматери, Отверженные, Еврей Зюсс, Принц и нищий, Гроздья гнева, Эмиль Золя, Граф Монте-Кристо, Капитан Ярость, Президент Хуарец, Приключения Марко Поло, Суэц, Лондонский Тауэр, Под рёв толпы, Тарантелла, Я слишком мечтаю, Молодой месяц, Первая любовь, Почтовый дилижанс, О мышах и людях, Ромео и Джульетта, Без ума от музыки, Давид Копперфильд, Тупик, Али-Баба и сорок разбойников, Да здравствует Вилла, Порт-Артур.”

В этих списках легко идентифицируются три вестерна.

Немецкий “Король Калифорнии” сейчас более известен под названием “Император Калифорнии”, в оригинале “Der Kaiser von Kalifornien”. Он был снят в 1936 году Луисом Тренкером. Главные роли исполнили сам Луис Тренкер, Виктория фон Балласко, Вернер Куниг. Фильм считается лучшим вестерном гитлеровской Германии. Он повествует от приключениях американца германского происхождения Саттера, благодаря которому в 1848 г Калифорнию охватила “Золотая лихорадка”.

"Император Калифорнии", 1936
"Император Калифорнии", 1936

“Почтовый дилижанс” – это классическое творение Джона Форда, сейчас известное как просто “Дилижанс” (Stagecoach). Фильм был снят в США в 1938-м году и вышел на экраны в 1939-м. Он стал хитом кинопроката. Главные роли исполнили Клер Тревор и Джон Уэйн. Фильм рассказывает историю пассажиров дилижанса, прорывающегося через территорию апачей. Литературной основой сценария является новелла Ги де Мопассана “Пышка”.

"Дилижанс", 1939
"Дилижанс", 1939

Название вестерна “Да здравствует Вилла” должно читаться, как “Да здравствует Вилья!”( Viva Villa!). Это псевдобиографическая лента о герое Мексиканской революции Панчо Вилье. Фильм снят в 1934 году. Режиссерами ленты выступили Джек Конвей, Говард Хоукс и Вильям Веллман. Главную роль великолепно исполнил Уоллес Бири. Фильм получил Оскара в номинации “лучший ассистент режиссера”, а также два приза на Венецианском фестивале.

"Да здравствует Вилья", 1934
"Да здравствует Вилья", 1934

Как видно из докладной записки, на широкий экран попал только немецкий “Король Калифорнии”. Почему?

Ответ дает объяснительная записка министра кинематографии СССР И. Большакова, направленная в ЦК ВКП(б) 5 августа 1948 г. В ней говорилось, что фильм Д. Конвея “Вива Вилья” нельзя выпустить в общий прокат, так как он не куплен, поэтому придётся ограничиться его демонстрацией на закрытых экранах – в клубах, дворцах культуры, домах отдыха, санаториях и др. В противном случае это “может повлечь, по мнению компетентных консультантов Министерства внешней торговли, предъявление американской кинофирмой, выпустившей фильм “Вива Вилья”, иска к советским организациям в США, вероятнее всего к фирме “Арткино”, прокатывающей советские фильмы в США, и наложение секвестра на доходы и фонды этой фирмы, а также на весь фонд советских фильмов, которыми располагает “Арткино”.”

Интересно также отметить, что 6-го сентября 1948 г. Министерство кинематографии СССР издало приказ “О дубляже и субтитрировании художественных фильмов по заказу Главкинопроката на Московской киностудии им. Горького”, в котором многие фильмы получили новые прокатные имена. В частности, “Почтовый дилижанс” стал называться “Путешествие будет опасным”.

Если у вас есть сведения о других вестернах, попавших в советский кинопрокат в сталинское время – добро пожаловать в комментарии!

О фильме "Дилижанс" читайте специальный материал - "Дилижанс" (1939).