Мы продолжаем рассказывать о московских домах культуры. Приглашаем жителей к участию - делитесь воспоминаниями и фотографиями. Связаться с кураторами проекта можно по e-mail smm.gaidarovec@gmail.сom или написав нам личные сообщения в социальных сетях. Сегодняшний наш герой - Дом культуры Зеленограда, пожалуй, один из самых красивых архитектурных проектов позднего СССР.
Зеленоград - город-спутник Москвы, один из 12 округов города. Строительство города началось еще в 60-е годы прошлого столетия. Зеленоград- один из немногих городов России, при проектировании которого изначально использовалась концепцию "город-сад". Ей следовал первый главный архитектор Зеленограда Игорь Рожин.
Градостроительная концепция "город-сад" написана английским социологом-утопистом Эбинезером Говардом в конце XIX века. Уже на момент написание концепции Говард считал, что современные города себя изживают из-за развития промышленного производства. Ученый критиковал, прежде всего, антигуманность городов, выраженную в хаосе, грязи, постоянном производстве, малом количестве зеленых зон. В замен существовавшей в том время системе гардостроительства Говард предложил идею создания малых городов, сочетающих в себе свойства и города - для развития, и деревни - для комфортного проживания людей.
В соответствии с проектом Говарда численность населения нового города должна была составлять 32 тысячи жителей. Города должны были образовывать систему с единым центром. Общее население такого «созвездия» городов должно было составлять порядка 250 тысяч жителей. Идеальный город по мнению Говарда представлял собой структуру из концентрических круглых зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен был составлять примерно один километр. Промышленность выносилась на периферию.
При проектировании Зеленограда была заложена свободная планировка микрорайонов и застройка преимущественно малоэтажными жилыми зданиями. На окраины города собирались переселить из Москвы ряд предприятий, а город заселить москвичами - работниками промышленности. Однако, предприятия идею переезда не поддержали. Тогда Зеленоград переориентировали на развитие электроники и мироэлектроники, началось создание Научного центра. Это изменило градостроительную концепцию - Зеленоград превратился в центра науки и техники, позже, уже в конце 80-х гг. к Зеленограду присоединили поселок Крюково, город условно разделился на две части - старую и новую. Однако, идея города-сада не была забыта. Насаждения в городе занимали около 50% территории под застройку, что почти в два раза больше, чем положено по нормам СНиП. На каждого жителя Зеленограда сегодня приходится около 100 м2 озелененных пространств. Свыше 900 га смешанных лесов превращено в парки. Здания и сооружения объединялись в единое целое системой зеленых насаждений и проводимым на высоком уровне благоустройством.
Культурный треугольник
В марте 2009 г. в Зеленограде в бульварной зоне Нового города была открыта скульптурная композиция «Архитектор», прообразом которого стал Игорь Александрович Покровский. Зеленоград уникален тем, что сделан полностью в одном стиле, нарисован, рукой Покровского, выполнен системно как целостная архитектурная композиция. Такое единение города и его архитектора мало где можно встретить. Советский модернизм здесь продуман Покровским в мельчайших деталях. Игорь Покровский была назначен главным архитектором города после изменения генплана и в общей сложности занимал эту должность до последнего дня жизни - 38 лет.
"Даже кто сколько шагов за жизнь сделает в Зеленограде, зависит от Покровского»
- поэт, драматург и архитектор Михаил Бартенев.
Первый камень Дворца культуры по проекту архитекторов Игоря Покровского, Дмитрия Лисичкина, Людмилы Маковской и Дмитрия Стискина и инженера Бориса Зархи был заложен в 1968 г. В фундамент заложили "капсулу времени" - послание потомкам. Строительство Дворца культуры затянулось на 15 лет, несколько раз строительство останавливали.
"Первый вопрос, заданный мне на штабе по строительству ДК, был: «Ну что, к 7 ноября сдадим?» А я посмотрел и сказал: «Я, конечно, не строитель, но дай бог через год закончить, к следующему 7 ноября». Стены дворца тогда уже стояли, но моим первым рабочим местом стал строительный вагончик. Я начал потихоньку разбираться с планами, схемами, энергетикой, много общался со строителями. А в декабре произошел случай, когда я впервые в жизни понял, что у меня есть сердце. Это произошло, когда был издан приказ по Минкультуре о консервации на неопределенный срок вновь строящихся дворцов культуры. Из сотен рабочих и прорабов, работавших на стройке, за несколько дней не осталось никого. Даже сторожа. А ведь контур дворца не был защищен, все двери были открыты. Хорошо, что не так много оборудования было завезено... Но после 1 января пришла весточка: дали добро на завершение строительства"
- из воспоминаний экс-директора ДК Борисова Попова.
Стройка ДК. Дом компьютер в 80-е гг. Архив краеведческого музея Зеленограда.
Первый концерт прошел в ДК в ноябре 1982 года, а официальное открытие состоялось весной 1983.
Зимой мы запустили танцевальный зал, зал хореографии, а 23 февраля — киноконцертный. Но потом город решил, что нужно провести торжественное открытие всего дворца. В марте 83-го Зеленоград отмечал 25-летие, поэтому нашу церемонию отложили до середины апреля. Хотя я, конечно, считаю днем рождения Дворца 4 ноября 82-го.
- из воспоминаний экс-директора ДК Борисова Попова.
Здание Дворца культуры было задумано Покровским как часть модернистского архитектурного ансамбля центра Зеленограда. Дом культуре расположен на фоне еще одного знакового объекта города - "дома-флейты" Феликса Новикова и Григория Саевича. Здание задумано как "треугольный модуль", основанный на форме специально разработанных именно для проекта плит-перекрытий. Треугольники окружают здания и находят внутри. В проектировании Парка Победы, на территории которого стоит ДК, тоже использовались треугольные элементы.
Отдельные элементы строения разновысотные, что придает зданию динамичность. Архитекторы отмечают, что, облик ДК имеет некоторое сходство с театрами ФРГ 60-х гг.
"Помню открытие. В тот день приехал архитектор Дворца Игорь Александрович Покровский. Мы с ним были знакомы, потому что я до этого работал у него в мастерской. Он ходил по зданию, искал какую-то аудиторию, подходит ко мне и говорит: «Миша, я не понимаю, как пройти, что мы понастроили"
-из воспоминаний Михаила Воронова, художника
Над внутренним пространством здания работал архитектор Дмитрий Стискин. Главный вход ведет в объединенный вестибюль, зимний сад-кафе и основной клубный этаж. В здании были запланированы театр на 800 мест, киноконцертный зал на 1200 мест, клубные залы драматического, танцевального и хорового коллективов, двухсветный съемочный зал кинолюбительской студии, двухсветный зал скульптуры, залы живописи, рисунка, танцевальный зал на 150 пар. ДК Зеленограда был оснащен и технически, что позволяло принимать нестандартные решения при монтаже сцены.
"Всегда было интересно найти нестандартное техническое решение и воплотить его в жизнь. Это доставляло определенное удовольствие, в этом вся прелесть работы. В 90-е Театр Вахтангова привозил постановку «Ричард III». Нам необходимо было сделать управление троном со сцены. И мы это сделали, проложив специальный кабель с штанкетами, — самостоятельно, без дополнительных финансовых вложений. Видеть результат своих трудов на сцене — это что-то невероятное. Такие моменты откладываются в памяти.
Потом мы на свой страх и риск приобрели первые интеллектуальные приборы и сами, своими руками, их смонтировали. Это был определённый шаг на более высокий технологический уровень. Первым на новом оборудовании отработали концерт Алены Апиной. Ты смотришь на сцену и понимаешь: в твоих руках новые возможности, с их помощью можно доставить зрителям необычайное удовольствие. Мне кажется, значимой составляющей успеха артиста на сцене является качество работы технического персонала. Свет, звук, декорации – и вот шоу артиста играет другими красками"
-из воспоминаний Бориса Андрюшина, заместителя директора ДК
В 90-гг на фоне общей ситуации в стране помещение ДК стали сдавать в аренду. Открылся банк, сотрудники стали разбегаться. Собственник ДК, завод "Элма", хотела продать здание, так как денег на его содержание на было. . Но им это не удалось сделать. Руководство ДК и города Зеленограда через Юрия Лужкова добились включения ДК в систему бюджетных учреждений Комитета по культуре города Москвы.
В на сцене ДК выступали известные артисты СССР и России - Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Алла Пугачева и другие. Ведущие театры Москвы показывали здесь свои постановки. В 2018 году ДК отметил 35-летие. Сегодня ДК Зеленограда превратился в Культурный центр. Ежегодно в нем проходит свыше 500 мероприятий, которые посещает более 250 тысяч человек: концерты и спектакли известных профессиональных коллективов и исполнителей , фестивали, городские праздники, кинопоказы, конференции, творческие вечера, лекции, мастер-классы, камерные концерты, балы, выставки, перформансы, деловые встречи, народные гуляния.
Использованы материалы:
Дворец культуры в Зеленограде по проекту Игоря Покровского в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Ольги Казаковой, директора Института модернизма: https://archi.ru/russia/68174/zelenograd
Культурному центру «Зеленоград» - 35 лет. Воспоминания сотрудников: https://dkzelenograd.ru/o-centre/kulturnomu-tsentru-zelenograd-35-let
ДК Зеленоград: https://dkzelenograd.ru/o-centre/o-kts-zelenograd/o-nas
Город-сад: https://www.netall.ru/culture/news/1037074.html
Огонь и вода в истории ДК "Зеленоград":https://www.netall.ru/society/interview/673107.html
Интервью с М. Бартеневым : https://www.zelenograd.ru/story/mihail-bartenev-daje-kto-skolko-shagov-za-jizn-sdelaet-v-zelenograde-zavisit-ot-pokrovskogo/
Наш силиконовый Зеленоград: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7097/