Тяга российских поэтов XVIII века к истории особенно явно проявилась в творчестве Николая Михайловича Карамзина (1766—1826), который начинал как поэт и издатель, но получил свое творческое бессмертие именно как создатель «Истории государства Российского» — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Он родился под Симбирском (сейчас Ульяновск), а в 1785 году переехал в Москву, где и начал свое восхождение к общероссийской известности.
Карамзину выпало сыграть в истории российских путешествий весьма заметную роль: он разжег, как факел, страстную тягу к путешествиям у многих своих современников, сделав их модными и желанными.
И произошло это после того, как в возрасте 23 лет, в 1789–1790 годах, поэт совершил путешествие по Европе, посетив Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию и издав позднее «Письма русского путешественника», ставшие своеобразной энциклопедией, открывавшей россиянам Запад. Бесконечно богат круг интересов героя писем — Путешественника, который участвует в народных гуляньях, проводит дни в Дрезденской галерее, заглядывает в кабачки, знакомится с местными жителями, подробно рассказывает о самых известных дворцах, соборах и музеях, заставляя читателей сопоставлять увиденное с образом жизни на Родине и думать о русских делах и судьбе своего Отечества. В письмах запечатлелось личное, эмоциональное отношение Путешественника ко всему увиденному, читатель узнавал, что его радовало, огорчало или печалило, что вызывало у него симпатии или размышления, что отталкивало или привлекало в чужих странах.
Для нас важно, что хотя письма Карамзина были прозаическими и к поэтическим занятиям во время поездки он прибегал редко, его страннические опыты помогли в будущем многим русским поэтам, которые начали вскоре более широко и массово открывать для себя зарубежные страны.
По-видимому, Н.М. Карамзин на долгие времена задал своей книгой некую сверхзадачу для всех путешественников, которые хотели бы не только увидеть дальние страны, но и запечатлеть в слове или образах искусства свои впечатления и думы, и это, конечно, относилось не только к прозаикам, но и к поэтам, и даже художникам и композиторам.
Его герой — это русский человек, живущий в большом мире и вбирающий в свое сердце все тревоги и интересы этого мира. И как же хочется Путешественнику вернуться в конце долгих странствий на Родину. Не случайно в своем последнем письме из Кронштадта он восклицает: «Берег! Отечество! Благословляю вас! Я в России и через несколько дней буду с вами, друзья мои!.. Всех останавливаю, спрашиваю, единственно для того, чтобы говорить по-русски и слышать русских людей... Перечитываю теперь некоторые из своих писем: вот зеркало души моей в течении осьмнадцати месяцев! Оно через 20 лет будет для меня ещё приятно... Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал... Может быть, и другие найдут нечто приятное в моих эскизах...»
Пройдет совсем немного лет, чуть более десяти, и совершенно естественным окажется переход Карамзина от «Писем русского путешественника» к «Истории государства Российского», от познания европейского мира к постижению мира русской истории. На реализацию этого проекта ушло двадцать три года напряженного труда, с 1803 по 1826 год.
Жаль, что по России Карамзин путешествовал немного, он долго жил в Москве, Петербурге, часто посещал Царское Село и оставил после себя лишь несколько стихотворений о городах и весях страны. Его поэзия была во многом сформирована европейским сентиментализмом, отличалась от поэзии его современников и стихи о путешествиях как то выпадали из его творческой палитры. Поэта интересовали не внешние обстоятельства, а внутренний, духовный мир человека. Стихи Карамзина можно сравнить с «языком сердца». И он все-таки писал о Москве, в которой жил, о просторах России, по которым протекала дорогая его сердцу родная река Волга, о событиях священной для народа войны 1812 года и трагедии Бородинской битвы. Послушаем, как Карамзин еще в 1793 году одним из первых в русской поэзии воспевал Волгу в стихотворении «Мать-река»:
«Река священнейшая в мире,
Кристальных вод царица, мать!
Дерзну ли я на слабой лире
Тебя, о Волга! величать,
Богиней песни вдохновенный,
Твоею славой удивленный?»
Для поэта было очень важно, что именно на Волге, этой «священной реке», он рос и открывал для себя природу и российские дали:
«Где в первый раз открыл я взор,
Небесным светом озарился
И чувством жизни насладился;
Где птичек нежных громкий хор
Воспел рождение младенца;
Где я Природу полюбил,
Ей первенцы души и сердца —
Слезу, улыбку — посвятил
И рос в веселии невинном,
Как юный мирт в лесу пустынном?»
А вот образец «исторической поэзии» Карамзина («Освобождение Европы и слава Александра I»), помеченный 1814 годом, в котором автор вспоминал об эпизодах Отечественной войны 1812 года, о Бородино (задолго до Лермонтова!), о сожжении Москвы:
«Везде курится фимиам:
Россия есть обширный храм.
Лежат храбрейшие рядами;
Поля усеяны костями;
Всё пламенем истреблено.
Не грады, только честь спасаем!..
О славное Бородино!
Тебя потомству оставляем
На память, что России сын
Стоит против двоих один!»
Карамзин такой поэзией, как и «Письмами русского путешественника», надолго и всерьез задавал тон будущим «пиитам российским», высоко поднимая планку патриотического и исторического отображения русского мира. А вот эти строки о Москве встают почти в самый первый ряд «московской линии» русской поэзии, которая продолжается и по сей день:
«А ты, державная столица,
Градов славянских мать-царица,
Создание семи веков,
Где пышность, нега обитали,
Цвели богатства, плод трудов;
Где храмы лепотой сияли
И где покоился в гробах
Царей святых нетленный прах! <...>
Москва! прощаемся с тобою,
И нашей собственной рукою
Тебя мы в пепел обратим!
Пылай: се пламя очищенья!
Мы землю с небом примирим.
Ты жертва общего спасенья!
В твоих развалинах найдет
Враг мира гроб своих побед».
После Карамзина, открывшего народу богатство его многовековой истории, в русской поэзии «историческая струна» зазвучала намного сильнее, и не зря Пушкин, который склонялся в конце жизни все более к историческим темам и сам становился историком, так ценил «Историю государства Российского».
В основе этой статьи лежит серия очерков Сергея Дмитриева о русских поэтах и их путешествиях, опубликованной на сайте проекта «Поэтические места России».