Найти тему

История русской поэзии путешествий: Николай Михайлович Карамзин

Н. М. Карамзин, портрет работы А. Г. Венецианова, 1828 г.
Н. М. Карамзин, портрет работы А. Г. Венецианова, 1828 г.

Тяга российских поэтов XVIII века к истории особенно явно проявилась в творчестве Николая Михайловича Карамзина (1766—1826), который начинал как поэт и издатель, но получил свое творческое бессмертие именно как создатель «Истории государства Российского» — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Он родился под Симбирском (сейчас Ульяновск), а в 1785 году переехал в Москву, где и начал свое восхождение к общероссийской известности.

Карамзину выпало сыграть в истории российских путешествий весьма заметную роль: он разжег, как факел, страстную тягу к путешествиям у многих своих современников, сделав их модными и желанными.

И произошло это после того, как в возрасте 23 лет, в 1789–1790 годах, поэт совершил путешествие по Европе, посетив Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию и издав позднее «Письма русского путешественника», ставшие своеобразной энциклопедией, открывавшей россиянам Запад. Бесконечно богат круг интересов героя писем — Путешественника, который участвует в народных гуляньях, проводит дни в Дрезденской галерее, заглядывает в кабачки, знакомится с местными жителями, подробно рассказывает о самых известных дворцах, соборах и музеях, заставляя читателей сопоставлять увиденное с образом жизни на Родине и думать о русских делах и судьбе своего Отечества. В письмах запечатлелось личное, эмоциональное отношение Путешественника ко всему увиденному, читатель узнавал, что его радовало, огорчало или печалило, что вызывало у него симпатии или размышления, что отталкивало или привлекало в чужих странах.

Памятник Н. М. Каразмзину в усадьбе «Остафьево»
Памятник Н. М. Каразмзину в усадьбе «Остафьево»

Для нас важно, что хотя письма Карамзина были прозаическими и к поэтическим занятиям во время поездки он прибегал редко, его страннические опыты помогли в будущем многим русским поэтам, которые начали вскоре более широко и массово открывать для себя зарубежные страны.

По-видимому, Н.М. Карамзин на долгие времена задал своей книгой некую сверхзадачу для всех путешественников, которые хотели бы не только увидеть дальние страны, но и запечатлеть в слове или образах искусства свои впечатления и думы, и это, конечно, относилось не только к прозаикам, но и к поэтам, и даже художникам и композиторам.

Его герой — это русский человек, живущий в большом мире и вбирающий в свое сердце все тревоги и интересы этого мира. И как же хочется Путешественнику вернуться в конце долгих странствий на Родину. Не случайно в своем последнем письме из Кронштадта он восклицает: «Берег! Отечество! Благословляю вас! Я в России и через несколько дней буду с вами, друзья мои!.. Всех останавливаю, спрашиваю, единственно для того, чтобы говорить по-русски и слышать русских людей... Перечитываю теперь некоторые из своих писем: вот зеркало души моей в течении осьмнадцати месяцев! Оно через 20 лет будет для меня ещё приятно... Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал... Может быть, и другие найдут нечто приятное в моих эскизах...»

Пройдет совсем немного лет, чуть более десяти, и совершенно естественным окажется переход Карамзина от «Писем русского путешественника» к «Истории государства Российского», от познания европейского мира к постижению мира русской истории. На реализацию этого проекта ушло двадцать три года напряженного труда, с 1803 по 1826 год.

Жаль, что по России Карамзин путешествовал немного, он долго жил в Москве, Петербурге, часто посещал Царское Село и оставил после себя лишь несколько стихотворений о городах и весях страны. Его поэзия была во многом сформирована европейским сентиментализмом, отличалась от поэзии его современников и стихи о путешествиях как то выпадали из его творческой палитры. Поэта интересовали не внешние обстоятельства, а внутренний, духовный мир человека. Стихи Карамзина можно сравнить с «языком сердца». И он все-таки писал о Москве, в которой жил, о просторах России, по которым протекала дорогая его сердцу родная река Волга, о событиях священной для народа войны 1812 года и трагедии Бородинской битвы. Послушаем, как Карамзин еще в 1793 году одним из первых в русской поэзии воспевал Волгу в стихотворении «Мать-река»:

«Река священнейшая в мире,
Кристальных вод царица, мать!
Дерзну ли я на слабой лире
Тебя, о Волга! величать,
Богиней песни вдохновенный,
Твоею славой удивленный?»

«Волга», И. К. Айвазовский, 1887
«Волга», И. К. Айвазовский, 1887

Для поэта было очень важно, что именно на Волге, этой «священной реке», он рос и открывал для себя природу и российские дали:

«Где в первый раз открыл я взор,
Небесным светом озарился
И чувством жизни насладился;
Где птичек нежных громкий хор
Воспел рождение младенца;
Где я Природу полюбил,
Ей первенцы души и сердца —
Слезу, улыбку — посвятил
И рос в веселии невинном,
Как юный мирт в лесу пустынном?»

А вот образец «исторической поэзии» Карамзина («Освобождение Европы и слава Александра I»), помеченный 1814 годом, в котором автор вспоминал об эпизодах Отечественной войны 1812 года, о Бородино (задолго до Лермонтова!), о сожжении Москвы:

«Везде курится фимиам:
Россия есть обширный храм.
Лежат храбрейшие рядами;
Поля усеяны костями;
Всё пламенем истреблено.
Не грады, только честь спасаем!..
О славное Бородино!
Тебя потомству оставляем
На память, что России сын
Стоит против двоих один!»

«Красная площадь», Ф. Я. Алексеев, 1801 г.
«Красная площадь», Ф. Я. Алексеев, 1801 г.

Карамзин такой поэзией, как и «Письмами русского путешественника», надолго и всерьез задавал тон будущим «пиитам российским», высоко поднимая планку патриотического и исторического отображения русского мира. А вот эти строки о Москве встают почти в самый первый ряд «московской линии» русской поэзии, которая продолжается и по сей день:

«А ты, державная столица,
Градов славянских мать-царица,
Создание семи веков,
Где пышность, нега обитали,
Цвели богатства, плод трудов;
Где храмы лепотой сияли
И где покоился в гробах
Царей святых нетленный прах! <...>
Москва! прощаемся с тобою,
И нашей собственной рукою
Тебя мы в пепел обратим!
Пылай: се пламя очищенья!
Мы землю с небом примирим.
Ты жертва общего спасенья!
В твоих развалинах найдет
Враг мира гроб своих побед».

После Карамзина, открывшего народу богатство его многовековой истории, в русской поэзии «историческая струна» зазвучала намного сильнее, и не зря Пушкин, который склонялся в конце жизни все более к историческим темам и сам становился историком, так ценил «Историю государства Российского».

В основе этой статьи лежит серия очерков Сергея Дмитриева о русских поэтах и их путешествиях, опубликованной на сайте проекта «Поэтические места России».

Подпишитесь на наш канал