Найти тему
Рок на БиС

Лучшие альбомы world music.

В терминологии принятой западной музыкальной журналистикой словосочетание "world music - мировая музыка" относится либо к музыке, которая не попадает в североамериканскую и британскую поп- или фолк-традицию, либо к гибридам различных местных музыкальных стилей. Некоторые стили - такие как ямайский регги или латиноамериканский поп выросли достаточно, чтобы быть классифицированными как отдельный жанр, но все остальное, от традиционной китайской музыки до африканского фолка, классифицируется как "мировая музыка". Отдельно стоит отметить стиль "worldbeat". Музыканты и их произведения, попадающие под это определение, являются результатом слияния западной популярной музыки и различных традиционных народных стилей всех стран и континентов.

Пол Саймон. Фото сайта 4archive.org
Пол Саймон. Фото сайта 4archive.org

Представляю пятерку лучших альбомов жанра.

Paul Simon. "Graceland" 1986

Участник вместе с Артом Гарфанкелем и автор всех песен знаменитого фолкового/фолк-рокового дуэта Саймон-Гарфанкель (Paul Simon / Art Garfunkel) сделал также очень успешную сольную карьеру.

"Graceland" стал его седьмым студийным альбомом. Он вышел 25 августа 1986 года на лейбле Warner Bros. Records. Перед выпуском этого альбома Саймону сопутствовал как ошеломительный успех реюнион-концерта со старым другом Гарфанкелем в Центральном Парке Нью-Йорка перед полумиллионной аудиторией в 1981 году, так и коммерческий провал шестого студийника "Hearts & Bones" в 83-ем и развод с женой, артисткой Кэрри Фишер в 84-ом. Вот такие качели. Поэтому очень кстати оказалась попавшая в руки Полу кассета с неофициальными записями "township jive", фольклорного стиля музыки и танца, распространенного в Южно-Африканской Республике. Саймон вместе с будущим звукоинженером "Graceland" Роем Хэйли посетил Йоханнесбург, где провел рекорд-сессии с местными музыкантами. Двухнедельная командировка вернула Полу вкус к жизни и сочинению музыки. А получившиеся 10-30 минутные джемы были использованы при записи песен после возвращения домой в Штаты.

Получившийся в итоге альбом представляет собой эклектичную смесь поп-рока, пения а капелла, креольско-каджунского музыкального стиля zydeco, зулусских стилей пения isicathamiya и музыки mbaqanga. В записи приняло большое количество не только африканских музыкантов, но и западных звезд. Среди них Adrian Belew, Randy Brecker, Dave Bargeron, Linda Rondstadt, The Everly Brothers. Политические аспекты, связанные с бойкотом режима апартеида, я опущу. Скажу лишь, что альбом, соединивший столь разнородные элементы, вышел действительно удачным. Он вновь очаровал старую аудиторию Пола Саймона и привлек новую. "Graceland" стал самым успешным студийным альбомом Саймона. Он попал в чарты во многих странах, разошелся тиражом до 16 миллионов копий по всему миру, был высоко оценен критиками, получил премию Грэмми 1987 года как Альбом года и часто упоминается как один из лучших альбомов всех времен.

Paul Simon. "The Rhythm of the Saints" 1990

"Золотая жила" была найдена, и следующий студийный альбом Саймона "The Rhythm of the Saints" эксплуатировал ту же успешную формулу смешения западной поп-рок музыки с мировой этникой. Впрочем, отличие всё же было. На сей раз Пол обратил свой взор в сторону Латинской Америки. Была привлечена культовая афро-бразильская группа Banda Olodum, мастера перкуссии и активные пропагандисты стиля самба-регги. Известный бразильский автор/исполнитель Милтон Насименто (Milton Nascimento) стал соавтором песни "Spirit Voices" и спел часть вокальных партий. Гостевое участие приняли многие бразильские, кубинские и пуэрто-риканские музыканты. Но и африканские влияния не были забыты. В песне "She Moves On" Саймон спел с камерунской певицей Шарлотт Мбанго (Charlotte Mbango), исполнительницей в местном стиле makossa. Еще ряд камерунских и южно-африканских музыкантов, включая "отца южно-африканского джаза" известнейшего трубача и борца с апартеидом Хью Масекелу (Hugh Masekela) исполнили гитарные и духовые партии. Среди звезд западной рок-музыки наряду с участниками предыдущей записи отметились блюз-роковый гитарист Джей Джей Кейл (J.J. Cale) и вокалист блюз-роковой же группы The Fabulous Thunderbirds Ким Уилсон (Kim Wilson). Было похоже, что фокус с вхождением дважды в одну реку удался. Но и река стала помельче, и место в чартах пониже, и продажи пожиже. Что музыкальных достоинств "The Rhythm of the Saints", разумеется, не умаляет.

Stan Getz / Charlie Byrd. "Jazz Samba" 1962

И снова как и в случае с Полом Саймоном два альбома одного исполнителя очень близких музыкально. В конкретном случае, что называется, ближе некуда. Исполнитель Стэн Гетц (Stan Getz). Тенор-саксофонист, который помог распространению стиля cool jazz в 50-е годы, а в 60-е способствовал взрывному интересу к стилю босса-нова. Стиль босса-нова (в переводе с португальского "новое веяние" или "новая волна") появился в результате слияния афро-бразильского музыкального и танцевального стиля самба с джазом. И именно в этом стиле и сделан альбом "Jazz Samba" Гетца и Чарли Бёрда (Charlie Bird), гитариста, получившего классическое образование, и ещё одного популяризатора босса-новы в США.

"Jazz Samba" фактически стал первым полноценным альбомом босса-новы, когда-либо записанным американскими джазовыми музыкантами. Он дал старт всеамериканскому безумному увлечению новым стилем. Чарли Бёрд написал для диска одну композицию и аранжировал остальные, принадлежавшие бразильским композиторам, в том числе Ари Баррозу и гениальному Антонио Карлосу Жобиму (Antonio Carlos Jobim). В компании баса, контрабаса и двух ударников Бёрд и Гетц создали гармоничную и ритмичную коллекцию изящных вещиц. Гитара и саксофон создают нежные и воздушные текстуры bossa nova. Игра Гетца изобретательна, романтична и меланхолична, а соло Бёрда легки и мелодичны. Не удивительно, что альбом достиг первого места в списке Billboard Pop Albums, а Стэн Гетц получил Грэмми за лучшее джазовое исполнение (Grammy Award for Best Jazz Performance of 1963).

Stan Getz / João Gilberto. "Getz/Gilberto" 1964

Как бы ни был хорош альбом "Jazz Samba", два года спустя Стэну Гетцу уже в другой компании удалось сделать лучший. Для этого в Нью-Йорк были приглашены два величайших бразильских музыканта, гитарист, певец, композитор Жуан Жилберту (João Gilberto) и уже упомянутый композитор, пианист и аранжировщик Антонио Карлос Жобим (Жобин). Обоих называют "отцами босса-новы", а Жилберту в родной Бразилии носит ещё и неофициальный титул "Легенда - O Mito". Результаты их сотрудничества со Стэном Гетцем оказались просто волшебными.

Казалось бы, что джазовый рынок со времен выхода "Jazz Samba" уже насыщен альбомами босса-новы. Но "Getz/Gilberto", тем не менее, оказался высочайшей вершиной стиля и сделал босса-нову постоянной частью джазового ландшафта на долгие годы вперед. И к тому же дал один из самых больших хитов в истории джаза - "The Girl From Ipanema", классику Жобима, которую спела жена Жуана, Аструд Жилберту. Помимо этого, большинство песен Жобима, записанных здесь, также стали стандартами жанра - "Corcovado" (в которой тоже пела Аструд), "So Danço Samba", "O Grande Amor", новая версия "Desafinado". С таким блестящим материалом неудивительно, что альбом имел ошеломительный успех. Более двух миллионов проданных пластинок и две премии Грэмми, одна за лучший альбом, а другая за лучший инструментальный джазовый альбом, - это Вам не шутки.

Но даже, если всё это не учитывать, музыканты, кроме уже названных это контрабасист Себастьян Нету (Sebastião Neto) и ударник Милтон Банана (Milton Banana), играют с такой непринужденной грацией, полностью отражающей мечтательный романтизм босса-новы, что устоять перед очарованием альбома невозможно, даже если вы никогда не были поклонником джаза. Это одна из тех редких джазовых, и не только джазовых пластинок, о которых сходятся во мнении снобистская меломанская элита и широкая публика. Шедевр.

Любопытный факт. Если обложки альбомов "Jazz Samba" и "Getz/Gilberto" кажутся вам похожими, то глаза вас не обманывают. Оба рисунка выполнены пуэрто-риканской художницей Ольгой Альбизу (Olga Albizu), работавшей в стиле абстрактный экспрессионизм.

Enya. "Watermark" 1988

Африканская музыка в моем обзоре была представлена. Латиноамериканская (бразильская) тоже. И при этом весьма обширно. Настало время для кельтской. Современные потомки кельтов живут на территории Ирландии, Великобритании, Франции и Испании. Наиболее известны ирландские представители кельтской музыкальной традиции. Из одного из самых известных ансамблей, эту традицию поддерживающих, и вышла исполнительница, чей альбом входит в число лучших в жанре world music.

Ансамбль называется Clannad и является семейным предприятием семьи Бреннан и их родственников. Эния (Enya Patricia Brennan) входила в число участников Clannad c 1980-го по 1982 год. В 1982-ом она начала сольную карьеру, и "Watermark" стал вторым полноформатным альбомом певицы и получившей классическое образование пианистки, если не считать саундтрек к романтической комедии "Принц-лягушонок". Дебютный сольник Энии не провалился, но и шумного успеха не добился. Тем не менее, глава британского подразделения компании Warner Роб Дикинс на свой страх и риск подписал с исполнительницей контракт на 75 000 фунтов стерлингов, гарантирующий ей полную творческую свободу и освобождающий от точных сроков выпуска альбомов. Свой шаг он позже комментировал так: "Иногда вы подписываете договор, чтобы сделать деньги. А иногда, чтобы сделать музыку. Получилось или нет, выяснится позднее...". Где такие музыкальные бизнесмены в нашей стране? Отзовитесь! Ау!

И Дикинс не прогадал. Он получил и музыку, и деньги. А вдобавок ещё и королеву нежной кельтской музыки и ведущую артистку жанра нью-эйдж в одном лице.

Тонкость и изящество. Этими двумя словами можно охарактеризовать всё творчество Энии в целом, и альбом "Watermark" в частности. Многослойные вокальные партии, красивейшее звучание клавишных и созданных с помощью синтезатора струнных инструментов создает обволакивающий слушателя поток, который то успокаивает, то будоражит, но оставляет только положительные эмоции. Гостевое участие музыкантов, играющих на кларнете, народной ирландской флейте и волынке, добавляет ярких красок отдельным композициям. Успеху альбома поспособствовал и удачный выбор сингла. Трек "Orinoco Flow" попал в чарты 17 стран, в том числе на первые места в Великобритании и родной Ирландии. А сам альбом побывал в чартах 14-ти и был продан в итоге в количестве 11 миллионов экземпляров по всему миру.

Как обычно, обозреваемые альбомы были выбраны из списка лучших релизов жанра international/world music, опубликованного на сайте allmusic.com.