Одним из важных измерений развития общества является изменение профессиональной сферы. Возникновение новых профессий представляет собой естественный результат развития науки, техники, углубления знаний в различных прикладных областях, а также формирования новых технологий, способствующих достижению социально значимого результата. В этом отношении достаточно разработанной является экономическая сторона вопроса: проблеме разделения труда и уделяли внимания многие поколения исследователей. Так, например, Э. Дюркгейм рассматривает процесс профессиональной специализации как один из основных механизмов общественного развития, оказывающий глубокое влияние не только на уровень эффективности основных сфер общественной жизни, но и на характер и облик социальных отношений . По мнению французского социолога, результатом профессиональной дифференциации становится изменение интегративных механизмов общества, в результате которого на смену однородности архаичных социальных систем приходит многообразие социальных ролей, дифференциация по критерию статуса и неизбежная переоценка принципов социального взаимодействия . В данном случае возникновение новых профессий, однако же, рассматривается не столько в качестве самостоятельного явления, сколько как уже известный и очевидный факт, как процесс, рассматриваемый в качестве динамического фактора общественного развития. Вместе с тем, сам по себе процесс изменения структуры профессиональной деятельности является чрезвычайно интересным как с точки зрения анализа условий формирования новых профессиональных направлений, так и с точки зрения исследования роли и места инновационных профессий в обществе, а также их влияния на состояние общественной среды.
В этом контексте отдельного внимания заслуживает область профессиональной деятельности, выходящая за рамки экономической сферы. Социальные профессии развиваются по собственным законам, чему в немалой степени способствует то, что одним из основных потребителей социальных услуг, таких как образование, функционирование управленческого аппарата, реализация правоохранительной и правовой деятельности, является государство, что определяет прямую зависимость между формой и объемом внеэкономической деятельности и существующей стратегией государственного регулирования. Безусловно, данный тезис может быть подвергнут сомнению с точки зрения того, что потребителем социальных услуг является население. Однако здесь следует обратить внимание на то, что, с одной стороны, финансирование большинства социальных сфер реализуется не в частном порядке, а производится в рамках распределения муниципального, регионального и национального бюджета, с другой – запросы на предмет формы и характера оказания услуг также поступают со стороны государства. В частности, порядок юридической деятельности и основные ее формы, условия оказания медицинской помощи, структура и содержание образовательного процесса – все это входит в область интересов государства и, соответственно, подлежит государственному регулированию. При этом население выступает в качестве объекта социальной деятельности, однако по ряду формальных признаков именно государство может быть рассмотрено в качестве конечного потребителя социальных услуг. Момент получения населением пользы свидетельствует о том, что рассмотрение населения в качестве потребителя социальных услуг также правомерно, однако определяющую роль в данном случае сохраняет за собой государство, и это влечет за собой ряд важных следствий. В первую очередь, поскольку именно государство определяет характер оказания социальных услуг, здесь в полной мере реализуются механизмы централизованной регуляции. Принцип конкуренции, являющийся одним из основных движущих механизмов в экономике, в социальной сфере не работает. Здесь следует сделать небольшое отступление и рассмотреть роль частных, негосударственных учреждений в развитии социальной сферы. С одной стороны, между ними существует конкуренция, а сам процесс оказания услуг выступает в качестве основания для обогащения создателей частных медицинских, образовательных, юридических организаций. С другой стороны, даже в условиях наличия негосударственных учреждений социальной направленности, структура профессий и требования к ним не меняются и остаются в рамках регулируемой государством области отношений. И здесь актуализируется важная проблема: в условиях, когда ряд социально значимых профессий напрямую зависит от характера политического регулирования, которое, в свою очередь, опирается на актуальное состояние социального знания и научно-технических разработок, эффективность этих сфер во многом зависит от того, насколько корректно и адекватно понимание регулируемых сфер деятельности, на которое опираются политические деятели. Иными словами, от корректности понимания того, какие формы осуществления социальных услуг имеют наибольший потенциал и в наибольшей степени отвечают интересам общества, во многом зависит успешность общества, его устойчивость, а также удовлетворение основных потребностей населения. Отсюда проистекает высокая мера ответственности исследователей, в объектив рассмотрения которых попадают социально ориентированные профессии.
Продолжение https://2lead.ru/blog/2020-01-06-mediator-stanovlenie-innovacionnoj-professii.html
Автор Шуренкова Светлана