Найти тему
ActivityEdu

Детоцентризм как тренд воспитания: в чем причины и каковы последствия

Оглавление

Сегодня работающие женщины в большинстве развитых стран мира, в частности в США, тратят на воспитание детей столько же времени, сколько тратили домохозяйки 70-х. Что касается финансовых расходов, то если раньше большая часть затрат семьи приходилась на детей в возрасте от 10 до 15 лет, то сейчас родители тратят больше всего денег на содержание, обучение и воспитание детей до шести лет и выпускников школ до их устройства на работу, сыновей и дочерей от 18 до 20 лет. Всего пара поколений – и такая разница! Когда случился перелом, почему это произошло и оправдывает ли себя детоцентризм? Приводим данные наблюдений и исследований американских психологов и социологов.

Быть родителем стало намного сложнее

Интенсивное материнство, а теперь уже и родительство (англ. intensive parenting) и идея детоцентризма впервые были описаны американскими социологами Шэрон Хейс и Аннет Ларо в 1990-х и начале 2000-х годов. Эта модель воспитания выросла из изменения восприятия детей обществом − новое поколение стали считать уязвимым, а формирование личности все чаще связывают с впечатлениями, знаниями и опытом, которые ребенок получает в первые годы жизни. В результате главенствующей идеей современной педагогики становится детоцентризм, принцип «все для и во имя детей». При этом такой подход требует от родителей огромных эмоциональных и временных затрат и не может не влиять на семейный бюджет. 

На практике детоцентризм выглядит так: родители отдают детям максимум своего времени: вместе читают, лепят, рисуют, посещают концерты, игровые классы, помогают детям с домашними заданиями, постоянно контролируют не только их успеваемость в школе, но и каждую минуту их пребывания в стенах образовательной организации. Свободное время, которое раньше взрослые посвящали своим хобби или общению с друзьями, теперь они все больше разделяют с детьми. 

Матери тратят на детей в среднем по 5 часов в день (по сравнению с 1 часом 45 минутами в 1975 году) и беспокоятся, что этого недостаточно. И как может быть по-другому − сегодняшнее общество ожидает, что все свои силы они будут отдавать воспитанию детей. 

Для молодых женщин все начинается, когда ребенок находится еще в утробе: им рекомендуют не есть большинство продуктов, изменить распорядок дня, к которому они привыкли, оставить свои привычки, а главное, осознать, что их высшее предназначение − родить, обеспечить безопасность, воспитать, обучить, окружить заботой своего ребенка. 

Остановимся на некоторых деталях: пока малышу не исполнится год, его следует кормить исключительно грудью; мама не имеет права оставить ребенка ни на минуту без присмотра; следует с пеленок, а то и с момента зачатия малыша заботиться о его музыкальном и эстетическом развитии; даже торт на день рождения кого-то из домашних должен быть без сахара − ведь он так вреден ребенку. Подобные проявления опеки должны стать нормой на протяжении следующих 20 лет вплоть до звонка работодателей после успешного прохождения «ребенком» собеседования о трудоустройстве.

Мы воспитываем своих детей не так, как воспитывали нас, – говорит Рене Сентиллес, профессор Кливлендского университета (США, штат Огайо). – Создается такое ощущение, что с тобой что-то не так, если ты не проводишь со своими детьми каждую секунду, когда ты не на работе. Я прочитала все книги о том, как правильно ухаживать за ребенком и воспитывать его. В 4 года мой сын пошел на футбол, в 5 – на фортепиано. Мы пробовали себя в легкой атлетике, плавании и боевых искусствах. Я делала все, что могла. Ну, конечно, а как иначе? 

Интересный факт

В других странах многое выглядит совсем не так. В Токио дети самостоятельно ездят в метро с первого класса, в Париже они играют на площадках без присмотра.

Активно продвигает идею того, что родители должны постоянно контролировать и обучать детей (при том, что наука не дает однозначного ответа о пользе раннего развития), и Американская академия педиатрии. Теперь рекомендуется устанавливать кровать малыша в спальне мамы и папы на первом году жизни, а позже, когда ребенок немного подрастет, родителям, вместо того чтобы провести час-другой наедине друг с другом, обсуждая свои взрослые темы и, к примеру, готовя ужин, рекомендовано проводить свободное время с ребенком за развивающими играми или просмотром детских обучающих телепрограмм. По мнению специалистов академии, участие в обучении родителей повышает его эффективность для детей. 

В то же время нельзя сказать, чтобы поддержка работающих родителей со стороны государства (возможность уйти в оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, перейти на гибкий график работы с сохранением дохода и прочее) увеличилась. 

Энни Сентиллес, мама 12-летнего мальчика из Атланты, ощутила это в полной мере, когда выяснилось, что у ее сына появились серьезные нарушения сна. Ей и ее бывшему мужу пришлось изменить рабочие графики и выстроить их с учетом занятий ребенка с репетиторами и психологами. При этом государство никакой поддержки родителям не оказало.

Причина детоцентризма – финанcовая нестабильность?

Детоцентризм в 90-х был нормой для людей с хорошим доходом. Однако этот подход к воспитанию теперь считают наилучшим представители и других социальных слоев, даже те, у кого нет ресурсов для его реализации.

Причина этого − неуверенность взрослых, вне зависимости от того, к какой социальной группе они принадлежат, в собственной финансовой стабильности и будущем благополучии детей. По мнению многих социологов, родители в Соединенных Штатах обеспокоены тем, что нынешнее молодое поколение будет менее успешным, чем те, чье становление пришлось на конец ХХ века. Понятие «дать детям лучший старт в жизни» теперь на деле означает «сделать все возможное, чтобы дети могли или подняться выше, чем мы, или хотя бы удержались на том социальном уровне, к которому принадлежит семья».

По мере того как приближается момент поступления ребенка в колледж, без диплома об окончании которого не может быть успешной карьеры, а значит, и финансовой стабильности (в этом уверены большинство родителей в Америке), расходы семьи на дополнительное обучение ребенка вырастают в среднем на 50%. Причем это происходит как в богатых семьях, так и в семьях с невысоким достатком. Разница лишь в том, что если обеспеченные семьи и представители среднего класса способны увеличить свои расходы в таком объеме, то малообеспеченным семьям приходится экономить на необходимом и влезать в долги и кредиты. 

Стейси Джонс из штата Джорджия (США), мать-одиночка, вырастившая двух сыновей, которым сейчас уже за 20, говорит, что в рабочих районах родители стараются изо всех сил находить все доступные варианты, чтобы дети в будущем знали и умели больше, чем они сами. Например, они отдают их в муниципальные спортивные школы или школьные оркестры, если нет средств на частные уроки музыки или хорошую секцию. 

Также некоторые родители признают, что разный социальный статус сдерживает неформальное общение взрослых с разным уровнем дохода, и о некоторых дополнительных возможностях для своих детей небогатые мамы и папы узнают случайно или спустя много лет. 

Опекать или давать свободу

Эксперты сходятся во мнении, что в повышенном внимании к детям есть положительные моменты: родители больше контактируют с ними, стимулируют их активность, поддерживают определенный стиль воспитания. 

Еще один плюс: поскольку теперь и в малообеспеченных семьях обучению детей отводится все больше внимания, разрыв в подготовленности к школе между детьми разных социальных слоев сокращается. 

Однако остается неясным, насколько успехи детей в действительности предопределены их неустанным воспитанием и обучением? Психологи давно пришли к выводу, что при гиперопеке дети испытывают больше беспокойства и меньше удовлетворены жизнью, а те из них, кто обладает большей свободой: играющие без присмотра, не находящиеся в поле зрения родителей 24 часа в сутки, не пребывающие в постоянном стрессе от перегрузки, цейтнота и опозданий, − в социальном плане и с точки зрения эмоциональной зрелости развиваются быстрее и лучше. Психологи бьют тревогу по поводу высокого уровня нервозности у перегруженных занятиями детей и их зависимости от родителей, говорят о важности и необходимости развития таких качеств, как умение принимать решения, свободомыслие и самостоятельность. 

Интересный факт

Недавно в штате Юта был принят закон, который освобождает родителей от обвинений в халатности, если они позволяют своим детям играть или передвигаться без сопровождения взрослых.

В свою очередь, у родителей (особенно у работающих мам) накапливается переутомление и чувство вины из-за несоответствия требованиям, предъявляемым к родителям обществом. Практика показывает: чтобы найти дополнительное время для воспитания детей, приносятся в жертву сон, общение с партнером и друзьями, свободное личное время и работа по дому. Все это порождает очень серьезную проблему: все больше женщин, оказываясь в ситуации выбора: приостановить карьерный рост или вообще не иметь детей − выбирают второе...

По материалам статьи C. C. Miller «The Relentlessness of Modern Parenting» (The New York Times).

Перевод Екатерины Кириченко

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.