Выученная беспомощность и стиль родительского воспитания
1 минута
9 прочтений
9 апреля 2020
У родителей детей с личностной беспомощностью и у родителей самостоятельных детей обнаружены значимые различия в стилях воспитания.
Родителей беспомощных детей отличает неустойчивый стиль воспитания.
📌 Материнский стиль воспитания беспомощных детей: ✔️склонность к потворствованию, ✔️стремление к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, превращение его желаний в закон, ✔️проявление гиперпротекции, уделение ребенку чрезмерно много времени, сил и внимания, воспитание - самое важное дело в их жизни, ✔️склонность к чрезмерным требованиям-запретам (доминированию).
📌Отцовский стиль воспитания беспомощных детей: родители ✔️ не устанавливают четких границ и требований к поведению ребенка, ✔️закрепляют за ним мало обязанностей, ✔️не привлекают к домашним делам, ✔️склонны к чрезмерности санкций и жесткому стилю требований, ✔️чрезмерно реагируют даже на незначительные нарушения поведения, ✔️больше привержены к строгим наказаниям, ✔️убеждены в полезности максимальной строгости. ✔️испытывают страх перед взрослением детей и предпочитают в ребенке детские качества (непосредственность, наивность, игривость). Отношение к ребенку как к «маленькому» снижает уровень требований к нему и не дает возможности ему приобрести опыт преодоления трудностей, сформировать ответственность, навыки активного влияния на ситуацию.
📌Беспомощность формируется также и у детей, чьи родители имеют менее развитые чувства: ✔️поверхностный интерес к делам детей, ✔️нежелание общаться с ними.
📌И матерям, и отцам беспомощных детей свойственна проекция на ребенка собственных нежелательных качеств: склонность видеть в нем те черты, наличие которых взрослые не хотят признавать в самом себе. Борьба с этими реальными и мнимыми качествами происходит для извлечения эмоциональной выгоды: позволяет отцу или матери верить в то, что у них самих этих качеств нет.