Кибертрак» (Cybertruck), новейший электрический пикап «Теслы» (Tesla), уже здесь, выглядит этаким треугольником из будущего и может вынести удар кувалдой по двери без единой вмятины. Пусть каждый день на нем не поездишь, но если хочешь похвалиться мастерством в производстве электромобилей — что и сделал генеральный директор Tesla и SpaceX Илон Маск (Elon Musk) на шикарном мероприятии в Лос-Анджелесе — то лучше модели не сыскать. Заодно и ради прикола Маск продемонстрировал еще одну новинку от «Теслы» — электрический же квадроцикл. Сайт «Теслы» сообщает, что производство грузовых автомобилей запланировано на конец 2021 года.
Базовая версия Cybertruck с одним мотором обойдется вам в 39 900 долларов — пробег 400 км, максимальная масса буксируемого прицепа 3 400 кг, разгон до 100 км/ч за 6,5 сек. Версия с двумя двигателями стоит 49 000 долларов, тянет 4 500 кг и разгоняться до сотни за 4,5 секунды с пробегом 300 миль с пробегом 480 км. Флагман модельного ряда стоит от 69 900 долларов, проезжает 800 км без подзарядки, буксирует до 6 400 кг и будет запущен в производство в конце 2022 года. У последней модели, как явствует из слайда, который показал Маск, будет аж три мотора, но компоновку генеральный директор не уточнил. (При одномоторной компоновке двигатель обычно устанавливается на заднюю ось, а при двухмоторной — по двигателю на каждую ось).
В ходе необычно короткой 25-минутной презентации Маск подчеркнул, как важно занять нишу в классе пикапов, одном из популярнейших сегментов американского рынка. «Нам нужно что-то новое. Сейчас нам нужна зеленая энергия», — заявил Маск со сцены в штаб-квартире Space X перед толпой фанатов и журналистов.
Как и с прошлыми моделями, «Тесла» оснастила Cybertruck всякими полезными вкусностями. Розетки на 120 и 240 вольт и встроенный воздушный компрессор превращают пикап в мобильную электростанцию для рабочих мест. Ранее Маск сообщал в твиттере, что в городе пикап сможет сам выполнить параллельную парковку (в новых автомобилях это обычное явление). Непонятно зачем, но он пуленепробиваемый — по крайней мере, из 9-миллиметрового пистолета. Но когда Маск попросил дизайнера «Теслы» Франца фон Хольцхаузена (Franz von Holzhausen) швырнуть в окно металлическим шаром, раздался громкий звон — и гендиректор смутился.
Но если закрыть глаза на некоторые неувязки на сцене, то Cybertruck — это значительная часть будущего Tesla, поскольку компания стремится расширить свое присутствие и улучшить свои финансовые показатели. По данным исследовательского бюро IHS Markit, на пикапы и легкие грузовики приходится около 15% продаж автомобилей в США, и доля их неуклонно растет с 2009 года. Ford F-150 — самый продаваемый легковой автомобиль в США уже 36 лет подряд — американцы покупают их почти по миллиону в год. Что еще важнее, пикапы приносят серьезную прибыль: как сообщает агентство «Рейтер» (Reuters), «Дженерал Моторс» (GM) выручает в среднем по 17 000 долларов за пикап. У моделей высшего класса с наворотами и ценой выше 100 000 долларов, маржа достигает 50 000 долларов. И хотя «Теслу» ждет серьезная конкуренция, поле битвы пикапов ограничивается отечественными производителями, благодаря «куриному налогу» Линдона Джонсона (Lyndon Johnson), который ввел 25-процентную пошлину на импорт легких грузовиков.
С тех пор, как «Тесла» начала выпускать доступную Модель 3 десятками тысяч, выйдя на пик во второй половине 2018 года, ей периодически удавалось выйти в плюс — главным образом, за счет объемов производства. Но для этого Маску пришлось продираться через «производственный ад». Линия автомобилей подороже поможет ослабить это давление. Как в случае с седанами и внедорожниками класса «люкс», люди готовы платить больше за место и широкие возможности, отмечает аналитик IHS Markit Cтефани Бринли (Stephanie Brinley).