Сегодня я представлю вам список фильмов, глубинный смысл которых скрыт от рядового зрителя. У них, зачастую, невысокий рейтинг; кому-то они кажутся несмешными, кому-то, напротив, исключительно развлекательными комедиями, хотя в них кроется нехилый философский подтекст. Итак, начнем.
Да здравствует Цезарь! 2016
Братья Коэны славятся своим абсурдистским и довольно жестоким юмором. Начиная с "Фарго" и заканчивая "Балладой Бастера Скраггса", они регулярно снимают не просто комедии или боевики, а многослойные внежанровые картины. Но для рейтинга я выбрала именно "Да здравствует Цезарь!"
Каждый большой художник на определенном этапе своей карьеры, хапнув всевозможных профессиональных благ, стремиться обличить или воспеть альма-матер. Большие режиссеры - не исключение. Так, Тарантино недавно высказался о Голливуде в "Однажды... в Голливуде", Линч прошелся по фильмоделам в "Малхолланд Драйв", а Скорсезе со свойственным ему масштабом снял целую "Историю американского кино от Мартина Скорсезе".
Фильм Коэнов выделяется на общем фоне, во-первых, потому что он единственный среди прочих - уморительно смешной, а, во-вторых, рассказывает не только о тяготах жизни в веке Золотого Голливуда. В фильме Коэнов показана коммунистическая угроза, в тени которой жила вся Америка 60-х (шутка ли, Чанниг Татум уплывает на подлодке со своими "товарищами"); сценаристы устраивают забастовки и берут в заложники ведущего актера; уходят в небытие жанр фильмов-пеплумов и абсолютная власть студийных боссов, уступая место новой волне... А сцена обсуждения фильма об Иисусе с представителями религиозных конфессий (католик, православный, иудей) заслуживает отдельной номинации в категории "интеллектуальный юмор".
Особенности национальной охоты, 1995
Признаюсь, впервые увидев этот фильм еще по юности, я долго плевалась. Так мне не понравились эти типажи (слишком знакомые), эти шутки на уровне житейской мудрости (слишком понятные), весь этот альмах дурацких историй "как мы с мужиками на охоту/рыбалку" ходили. Должно было пройти почти 20 лет, чтобы случайно наткнувшись на "Особенности национальной охоты" по телевизору, я взглянула на этот фильм другими глазами.
Фильм наполнен культурными аллюзиями и почти кафкианским абсурдом. Обыгран полный русских стереотипов: баня, водка, медведи, пьющие водку в бане. Причем обыгран в столь гротескной форме, что тонкая граница между анекдотом и реальностью смывается. Кто назовет этот фильм фантастическим? А там, на секундочку, встречается снежный человек и Луна меняется местом с Землей (что я назвала бы главной метафорой фильма).
Прекрасен и понятен персонаж русского буддиста Кузьмича - главного протагониста фильма. Он и главный специалист по охоте, и главный проводник заблудших душ в саду земных наслаждений. Неслучайно у Кузьмича на огороде устроен сад камней и в открытом грунте растет ананас.
Режиссер Александр Рогожкин уже в начале 90-х заслужил звание режиссера "не для всех". Какого же было удивление публики, когда он снял анекдотические "Особенности национальной охоты", точно попавшие в аудиторию - и в тех, кто любит выпить и "поржать", и в тех, кто видит за этим сложность византийской фрески.
Я не считаю свой фильм комедией <...> И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма.
Александр Рогожкин, режиссер фильма
Увы, продолжения фильма и вариации на тему "Особенностей" даже близко не приблизились к оригиналу.
Уитнейл и я, 1987
Этот фильм я открыла для себя недавно и даже написала отдельную статью, где высказалась подробно.
Неизвестный шедевр и лучший фильм об аристократах духа
"Уитнейл и я" - это не просто алко-комедия про двух неудачников. Это лучшая натальная карта целой нации (британцы), целого поколения (европейские хиппи), целой социальной страты (аристократ со склонностью к искусствам).
Каждый персонаж тут - отдельное направление мысли. И если вынесенные в название Уитнейл и я выступают прото- и антагонистом, то главный резонер, на мой взгляд, - лохматый наркодилер, который появляется двух сценах в начале и в конце фильма, но за это время успевает высказаться о состоянии британского суда, о запрещенных веществах и мыслях, и о целом десятилетии, которое нахлынуло, никого не спросив, и унесло с собой ни одну разбитую судьбу.
Если вам понравилась статья, рекомендую аналогичную по структуре, но обратную по содержанию:
Фильмы, которые были бы прекрасны, если бы не идиотский финал