Найти тему

Уморительные комедии, которые глубже, чем нам кажется

Оглавление

Сегодня я представлю вам список фильмов, глубинный смысл которых скрыт от рядового зрителя. У них, зачастую, невысокий рейтинг; кому-то они кажутся несмешными, кому-то, напротив, исключительно развлекательными комедиями, хотя в них кроется нехилый философский подтекст. Итак, начнем.

Да здравствует Цезарь! 2016

Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!"
Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!"

Братья Коэны славятся своим абсурдистским и довольно жестоким юмором. Начиная с "Фарго" и заканчивая "Балладой Бастера Скраггса", они регулярно снимают не просто комедии или боевики, а многослойные внежанровые картины. Но для рейтинга я выбрала именно "Да здравствует Цезарь!"

Новое и самое удачное амплуа Джорджа Клуни
Новое и самое удачное амплуа Джорджа Клуни

Каждый большой художник на определенном этапе своей карьеры, хапнув всевозможных профессиональных благ, стремиться обличить или воспеть альма-матер. Большие режиссеры - не исключение. Так, Тарантино недавно высказался о Голливуде в "Однажды... в Голливуде", Линч прошелся по фильмоделам в "Малхолланд Драйв", а Скорсезе со свойственным ему масштабом снял целую "Историю американского кино от Мартина Скорсезе".

Коммунистические шпионы сбегают из пасти капиталиста
Коммунистические шпионы сбегают из пасти капиталиста

Фильм Коэнов выделяется на общем фоне, во-первых, потому что он единственный среди прочих - уморительно смешной, а, во-вторых, рассказывает не только о тяготах жизни в веке Золотого Голливуда. В фильме Коэнов показана коммунистическая угроза, в тени которой жила вся Америка 60-х (шутка ли, Чанниг Татум уплывает на подлодке со своими "товарищами"); сценаристы устраивают забастовки и берут в заложники ведущего актера; уходят в небытие жанр фильмов-пеплумов и абсолютная власть студийных боссов, уступая место новой волне... А сцена обсуждения фильма об Иисусе с представителями религиозных конфессий (католик, православный, иудей) заслуживает отдельной номинации в категории "интеллектуальный юмор".

Особенности национальной охоты, 1995

Признаюсь, впервые увидев этот фильм еще по юности, я долго плевалась. Так мне не понравились эти типажи (слишком знакомые), эти шутки на уровне житейской мудрости (слишком понятные), весь этот альмах дурацких историй "как мы с мужиками на охоту/рыбалку" ходили. Должно было пройти почти 20 лет, чтобы случайно наткнувшись на "Особенности национальной охоты" по телевизору, я взглянула на этот фильм другими глазами.

Розочка и Беляночка
Розочка и Беляночка

Фильм наполнен культурными аллюзиями и почти кафкианским абсурдом. Обыгран полный русских стереотипов: баня, водка, медведи, пьющие водку в бане. Причем обыгран в столь гротескной форме, что тонкая граница между анекдотом и реальностью смывается. Кто назовет этот фильм фантастическим? А там, на секундочку, встречается снежный человек и Луна меняется местом с Землей (что я назвала бы главной метафорой фильма).

Над этой сценой я смеялась дольше всего: приглядитесь, ведь это парафраз "Офелии" прерафаэлита Джона Милле!
Над этой сценой я смеялась дольше всего: приглядитесь, ведь это парафраз "Офелии" прерафаэлита Джона Милле!

Прекрасен и понятен персонаж русского буддиста Кузьмича - главного протагониста фильма. Он и главный специалист по охоте, и главный проводник заблудших душ в саду земных наслаждений. Неслучайно у Кузьмича на огороде устроен сад камней и в открытом грунте растет ананас.

Кузьмич и Дзен
Кузьмич и Дзен

Режиссер Александр Рогожкин уже в начале 90-х заслужил звание режиссера "не для всех". Какого же было удивление публики, когда он снял анекдотические "Особенности национальной охоты", точно попавшие в аудиторию - и в тех, кто любит выпить и "поржать", и в тех, кто видит за этим сложность византийской фрески.

Сцены русской охоты сняты отлично и по-прежнему смотрятся очень стильно
Сцены русской охоты сняты отлично и по-прежнему смотрятся очень стильно
Я не считаю свой фильм комедией <...> И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма.
Александр Рогожкин, режиссер фильма

Увы, продолжения фильма и вариации на тему "Особенностей" даже близко не приблизились к оригиналу.

Уитнейл и я, 1987

Этот фильм я открыла для себя недавно и даже написала отдельную статью, где высказалась подробно.

Неизвестный шедевр и лучший фильм об аристократах духа
Кадр со съемок фильма "Уитнейл и я". Видимо, снимать его было не менее весело, чем смотреть
Кадр со съемок фильма "Уитнейл и я". Видимо, снимать его было не менее весело, чем смотреть

"Уитнейл и я" - это не просто алко-комедия про двух неудачников. Это лучшая натальная карта целой нации (британцы), целого поколения (европейские хиппи), целой социальной страты (аристократ со склонностью к искусствам).

Почти Морфеус, предлагающий вам только одну таблетку, которая соединяет в себе две
Почти Морфеус, предлагающий вам только одну таблетку, которая соединяет в себе две

Каждый персонаж тут - отдельное направление мысли. И если вынесенные в название Уитнейл и я выступают прото- и антагонистом, то главный резонер, на мой взгляд, - лохматый наркодилер, который появляется двух сценах в начале и в конце фильма, но за это время успевает высказаться о состоянии британского суда, о запрещенных веществах и мыслях, и о целом десятилетии, которое нахлынуло, никого не спросив, и унесло с собой ни одну разбитую судьбу.

-10

Если вам понравилась статья, рекомендую аналогичную по структуре, но обратную по содержанию:

Фильмы, которые были бы прекрасны, если бы не идиотский финал