Фирмы, которые сделают это через столкнутся с новым бизнес-климатом
Боссы и рабочие уже проходили через экономические кризисы раньше. Они знают, что каждый раз агония отличается—и что каждый раз предприниматели и фирмы адаптируются и возвращаются назад. Тем не менее, шок, прорвавшийся через мир бизнеса, пугает. Страны, на долю которых приходится более 50% мирового ввп в условиях изоляции обвал в коммерческой деятельности является гораздо более серьезным, чем в предыдущие периоды спада. Путь выхода из блокировок будет ненадежным, с беспокойными потребителями, ритмом остановки-запуска, который препятствует эффективности, и сложными новыми протоколами здравоохранения. А в долгосрочной перспективе выжившим фирмам придется осваивать новую среду, поскольку кризис и реакция на него ускоряют три тенденции: энергичное внедрение новых технологий, неизбежный отход от раскрепощенных глобальных цепочек поставок и тревожный рост хорошо связанных олигополий.
Многие фирмы надевают на это смелое лицо. Накачанные адреналином боссы передают своим сотрудникам зажигательные сообщения. Обычно безжалостные корпоративные гиганты подписываются на государственную службу. lvmh, Парижский поставщик духов Dior, дистиллирует ручной дезинфектор, General Motors хочет сделать вентиляторы, а также пикапы, а основатель Alibaba распространяет маски по всему миру. Головорезы-конкуренты в розничной торговле сотрудничают, чтобы обеспечить наличие супермаркетов. Лишь немногие зарегистрированные фирмы обнародовали свои расчеты финансового ущерба от замораживания бизнеса. В результате аналитики Уолл-стрит ожидают лишь небольшого падения прибыли в 2020 году.
Пусть вас все это не обманывает. Во время последней рецессии две трети крупных американских фирм пострадали от падения продаж. В худшем квартале медианное падение составило 15% в годовом исчислении. В этом спаде падение более чем на 50% будет обычным явлением, поскольку главные улицы становятся городами-призраками, а фабрики закрываются. Многочисленные индикаторы указывают на чрезвычайный стресс. Мировой спрос на нефть снизился на треть (см. статью); объем вагонов и запчастей, отгруженных по американским железным дорогам, сократился на 70%. Многие фирмы имеют только достаточно запасов и денежных средств, чтобы выжить в течение трех-шести месяцев. В результате они начали увольнять или простоя работников. За две недели до 28 марта 10 млн американцев подали заявки на пособие по безработице. В Европе, возможно, 1 млн фирм поспешили потребовать государственных субсидий на заработную плату неактивного персонала. Сокращаются дивиденды и инвестиции.
Боль будет усугубляться по мере того, как дефолты каскадом будут проходить через внутренние платежные цепочки. ритейлер h&m просит отпуск в аренду, что наносит ущерб коммерческим фирмам. Некоторые цепочки поставок, связывающие многие страны, зашли в тупик из-за закрытия заводов и пограничного контроля. Блокирование Италии нарушило глобальный поток всего, от сыра до компонентов реактивной турбины. Китайские заводы возвращаются в строй. Поставщики Apple смело настаивают на том, что новый 5g телефоны появятся позже в этом году, но они являются частью сложной системы, которая только так сильна, как ее самое слабое звено. Правительство Гонконга говорит, что его фирмы шатаются, поскольку транснациональные корпорации отменяют заказы и игнорируют счета. Финансовая напряженность выявит некоторые поразительные махинации. Luckin Coffee, a huge Chinese chain, has just admitted brewing its books.
В последние две рецессии около одной десятой компаний с кредитными рейтингами объявили дефолт по всему миру. То, что выживет сейчас, зависит от их промышленности, их балансов и того, насколько легко они могут использовать государственные кредиты, гарантии и помощь, которые составляют $8trn только в крупных западных экономиках. Если ваша фирма продает кондитерские изделия или моющие средства, перспективы хорошие. Многие технологические компании видят растущий спрос. Больше всего пострадают мелкие фирмы: 54% в Америке закрыты временно или рассчитывают быть закрытыми в ближайшие десять дней. Они не имеют доступа к рынкам капитала. И без друзей на высоких постах, они будут бороться, чтобы получить помощь правительства. До сих пор было выделено только 1,5% от пакета помощи в размере 350 миллиардов долларов США для малых фирм, и усилия Великобритании также были медленными. Банки изо всех сил пытаются справиться с противоречивыми правилами и потоком кредитных заявок. Обида может бушевать годами.
Как только выходы из блокировки начинаются и тестирование антитела усиливается, начнется новая, промежуточная фаза (см. статью ). Фирмы по-прежнему будут ходить, а не бегать (Китай по-прежнему функционирует только на 80-90% мощностей). Изобретательность, а не только финансовая мускулатура, станет источником преимущества, позволяя более умным фирмам работать ближе к полной скорости. Это означает перенастройку заводских линий для физического дистанцирования, удаленного мониторинга и глубокой очистки. Фирмы, ориентированные на потребителя, должны будут успокоить клиентов: представьте себе конференции, раздающие n95 маски с программой,а рестораны рекламируют свои тестовые режимы. Более четверти из 2000 ведущих мировых компаний имеют больше наличных денег, чем долгов. Некоторые из них будут покупать конкурентов, чтобы расширить свою долю на рынке или обеспечить их поставку и распределение.
Работа советов директоров заключается не только в том, чтобы удержаться на плаву, но и в оценке долгосрочных перспектив. Кризис призван усилить три тенденции. Во-первых, более быстрое внедрение новых технологий. Планета проходит ускоренный курс по электронной коммерции, цифровым платежам и удаленной работе. Манят новые медицинские инновации, в том числе технологии генного редактирования. Во-вторых, глобальные цепочки поставок будут переделаны, ускоряя сдвиг с момента начала торговой войны. Запасы Apple составляют всего десять дней, а ее главный поставщик в Азии, Foxconn, - 41 день. Фирмы будут стремиться к более крупным буферам безопасности и критической массе производства вблизи дома, используя высокоавтоматизированные заводы. Инвестиции в трансграничный бизнес в этом году могут упасть на 30-40%. Глобальные фирмы станут менее прибыльными, но более устойчивыми.
Не переходите от кризиса к стагнации
Последний долгосрочный сдвиг менее очевиден и более нежелателен: дальнейший рост корпоративной концентрации и кумовства, когда государственные наличные деньги наводняют частный сектор и крупные фирмы становятся еще более доминирующими. Уже сейчас две трети американских отраслей промышленности стали более концентрированными с 1990-х годов, что подрывает жизнеспособность экономики. Теперь некоторые влиятельные боссы возвещают новую эру сотрудничества между политиками и крупным бизнесом—особенно теми, кто находится в постоянно расширяющемся списке фирм, которые считаются “стратегическими”. Избиратели, потребители и инвесторы должны бороться с этой идеей, поскольку это будет означать больше взяточничества, меньше конкуренции и более медленный экономический рост. Как и все кризисы, катастрофа covid-19 пройдет, и со временем новая волна деловой энергии будет развязана. Гораздо лучше, если это не будет заглушено постоянно увеличивающимся правительством и новой олигархией хорошо связанных фирм.