Найти в Дзене
Полный трендец!

Трудности и невзгоды «безмясной революции»

Оглавление

Продолжаем рассказ о трендах мясной отрасли. В прошлых выпусках мы говорили о производстве альтернативного мяса и искусственной рыбы. Но какими бы перспективными ни казалось это направление, «мясных революционеров» ждут серьезные трудности.

Сопротивление бесполезно?

Несмотря на внушительную конкуренцию, по-прежнему одно из самых больших препятствий производителей на рынке «мяса без мяса» — завоевание доверия потребителей «с мясным вкусом». Пока наибольших успехов в этом направлении удалось достичь только Beyond Meat и Impossible Foods. Совокупно два лидера поставляют свою продукцию в два десятка сетей общепита и на прилавки десятков розничных магазинов. Но прямо на наших глазах в мире происходят глобальные перемены.

У современных альтернативных «мясных» производителей есть очень серьезный аргумент. Вместо того чтобы говорить: «Бросьте есть мясо — переходите на мясные альтернативы», компании уже могут сказать: продолжай есть мясо, которое любишь. Практически все производства альтернативного мяса научились делать свои продукты сочными и имеющими вкус настоящего мяса.

Тысячи поклонников, распробовавших мясозаменители в общепите, подтверждают, что бифштексы из них и «шкворчат», и «сочатся» как настоящие
Тысячи поклонников, распробовавших мясозаменители в общепите, подтверждают, что бифштексы из них и «шкворчат», и «сочатся» как настоящие

Следующей, не менее серьезной сложностью, с которой столкнулись производители альтернативного мяса, стало мощное сопротивление со стороны классических мясо-производителей. Например, в США крупные агроконцерны все больше поднимают вопросы о безопасности продукции из культивируемого мяса, её стоимости и воздействия «лабораторных производств» на окружающую среду.

У альтернативных мясных производств назрел серьезный конфликт интересов с Министерством сельского хозяйства США, регулирующим сельскохозяйственное производство мяса. В последние годы мясная отрасль Северной Америки развивалась семимильными шагами. Чтобы удовлетворить стремительно растущий спрос, американская мясная промышленность давно превратилась в сложный глобальный бизнес, включающий целые эко-системы из животноводческих и комбикормовых ферм, мясных посредников, мясобоен, центров обработки и хранения мяса, транспортных и логистических компаний, и десятков других участников «классической мясной» цепочки.

В 2018 году по данным Министерства сельского хозяйства США, внутреннее производство мяса достигло рекордного уровня, превышающего 100 млрд фунтов в год. Это означает ошеломляющее количество скота, выращиваемого для еды только в США — около 30 млн. коров и более 20 млн. свиней ежегодно. В совокупности 6 крупнейших мясных компаний США на начало 2019-года имели рыночную капитализацию в $60 млрд. Крупнейший агроконцерн США Hormel оценивается в $23 млрд.

И как только альтернативные игроки отрасли стали приобретать серьезный вес — это показало успешное IPO Beyond Meat, оценив компанию почти в $1,5 млрд, а оценка их основного конкурента Impossible Foods — почти $2 млрд, Минсельхоз США всерьез взялся за госрегулирование отрасли «мяса без мяса».

Их достижением можно считать лоббирование вопроса ужесточения контроля над альтернативно выращенным мясом. Функции контроля за качеством и маркировкой «клеточного мяса» остались за FDA и USDA. Но это уже не утешение для классических мясных гигантов. Достаточно вспомнить, что продукты двоих производителей альтернативных мясных продуктов Beyond Meat и Impossible Foods, в конечном счете получили одобрение комиссии.

Практически все крупные игроки классической мясной отрасли понимают, что за культивируемым мясом будущее
Практически все крупные игроки классической мясной отрасли понимают, что за культивируемым мясом будущее

В настоящее время мировозрение мастодонтов-мясопроизводителей перешло от открытой конфронтации к стадии сотрудничества. Так гигант по торговле продуктами питания Cargill принял участие в финансировании Memphis Meats. Кроме этого, продовольственный концерн сделал в 2019 году крупные инвестиции в производителя мяса из метана компанию Calysta.

В США, где находится хорошо развитый сектор продуктов питания и напитков и наблюдается наибольшая концентрация инвестиционных сделок в альтернативные мясные стартапы, только в 2019 году и Tyson Foods, и Cargill, и другие крупные компании, вложили сотни миллионов долларов в компании, занимающиеся «выращиванием» альтернативного мяса.

Tyson Foods через свой венчурный капитал Tyson Ventures инвестировала в Memphis Meats и Future Meat Technologies. Unilever приобрела The Vegetarian Butcher, производителя мяса на растительной основе, расположенного в Нидерландах, в то время как Nestle, владеющая несколькими брендами замороженных продуктов, в состав которых входит мясо, еще в сентябре 2017 года приобрела производителя готовых веганских продуктов Sweet Earth.

Производитель готовых веганских продуктов Sweet Earth теперь принадлежит пищевому гиганту Nestle
Производитель готовых веганских продуктов Sweet Earth теперь принадлежит пищевому гиганту Nestle

Не отстают рынки Европы и Азии. В сентябре 2017 года Китай объявил о заключении сделки на $300 млн на импорт выращенного в лаборатории мяса от трех израильских компаний — SuperMeat, Future Meat Technologies и Meat the Future, в рамках более широкого плана по сокращению потребления мяса в стране на 50%.

Альтернативное безмясное будущее

Несмотря на все сложности текущего периода, существует несколько причин макроуровня для перехода к потреблению безмясных альтернатив в будущем. Такие факторы, как урбанизация, рост населения и рост мирового среднего класса, ведут к увеличению потребления мяса. По данным ООН, в 2016 году примерно 55% населения мира проживало в городах, и ожидается, что к 2030 году этот процент увеличится до 60%.

Между тем, к 2050 году население мира увеличится до 9,6 млрд. Это приведет к увеличению производства продуктов питания на 61%. Такой рост стимулируют прежде всего развивающиеся рынки. В частности, Китай, который является крупнейшим потребителем мяса в мире.

Кроме того, ожидается, что потребление белка будет расти примерно на 4% в год в связи с ростом среднего класса. Этот растущий спрос может создать проблемы для питания будущих поколений, которые стремятся решить «не мясные» компании.

При этом, самые крупные вопросы возникают как раз не у потребителей. Психологический покупательский барьер уже пройден. Интерес населения к более здоровым пищевым альтернативам стимулируют достаточный спрос на альтернативное мясо.

Производство протеиновых батончиков из свечков EXO приводит к снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 100 раз
Производство протеиновых батончиков из свечков EXO приводит к снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 100 раз

Более серьезный аргумент производителей новой не мясной волны — снижение ущерба окружающей среде. На сегодняшний день именно животноводство является основным источником выбросов парниковых газов в атмосферу.

По оценкам Института мировых ресурсов, сокращение потребления говядины в мире на 70% может сократить выбросы метана на 35%. Сторонники альтернативного белка говорят, что мясо из клеток является более устойчивым, чем традиционное мясо, потому что для его производства не требуется земли, воды (для производства одного килограмма нужно 3000 литров воды) и сельскохозяйственных культур, необходимых для выращивания скота — основного источника выбросов парниковых газов. На мировое производство говядины приходится 6% всех выбросов парниковых газов планеты.

А производство мяса из съедобных насекомых, сверчков или мучных червей (хороший пример — компания Exo, которая производит протеиновые батончики из сверчков), вообще приводит к снижению выбросов парниковых газов в 100 (!) раз по сравнению с производством говядины. Кроме того, сокращение поголовья скота может высвободить глобальные пахотные земли, уменьшить эрозию почвы и снизить нагрузку на мировое водоснабжение.

«Безмясная революция» решает главную этическую проблему: при производстве альтернативного мяса ни одно из животных не пострадает.
«Безмясная революция» решает главную этическую проблему: при производстве альтернативного мяса ни одно из животных не пострадает.

Следующий аргумент производителей — альтернативное мясо можно считать менее загрязненным. Выращивание мяса в лабораториях в стерильной среде способно сократить загрязнение и исключить антибиотики из классического мясного процесса производства. Это может сыграть роль в уменьшении глобальных проблем здравоохранения, связанных с существующей цепочкой создания стоимости производства продуктов питания.

И, наконец, важный вопрос — этический. Мясная индустрия уже давно подвергается остракизму, связанному с моральной практикой производства мясопродуктов. Не мясное потребление может облегчить многие нравственные вопросы, связанные с этикой потребления мяса.

Окончание следует...

Поддержите нас лайком и подпиской! Подписывайтесь на наш телеграм аккаунт Полный трендец! или добавляйтесь на страницу нашего канала в Facebook. Будем очень рады. Спасибо! 🙌