Нет, наверное, уже человека в нашем окружении, который бы не начал "страдать" от самоизоляции. Все мои друзья почти каждый день рефлексируют в социальных сетях кто как может: кто с бутылочкой, кто еще с одним сериалом. Но все же самое главное, что нужно помнить и понимать - "даже после самой темной ночи наступает рассвет, а сильный дождь заканчивается радугой" (Николь Рейш).
По сему, я стараюсь не терять ни одной минуты каждый день и выйти из этого карантина еще более достойным своим здоровым амбициям.
Помимо 4х книжек, которые уже успелось прочитать, участия в марафонах по медитации, изучения турецкого, ежедневных фитнесс-сессий и всякого другого, на прошлой недели я был на мега-крутом онлайн инста-эфире от Маргулана Сейсембаева, который по версии forbes.kz входит в 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана 2019 года. Эфир вел украинский бизнес-коуч Кирилл Куницкий (предлагаю уважаемому читателю самому сделать вывод о том, и о другом, посмотрев эфир в YouTube).
Почему меня заинтересовал тот разговор?
И в России, и в Казахстане, и в других странах СНГ складывается абсолютно не здоровая ситуация вокруг малого и среднего бизнеса. Так как клиентом clock:ster является тот самый МСБ, нам одними из первых начали приходить просьбы от клиентов, которые попросили каникулы (из более чем 150 МСБ-клиентов, мы обеспечили около 30 каникулы. Также я ранее как-то писал, что более того, мы пошли на встречу изменениям и объявили о бесплатной 3х-месячной подписке)
Такой вот однозначный вывод можно сейчас сделать по поводу как двигаться МСБ-шникам во времена карантина из разговора Маргулана и Кирилла: нужно меняться, постоянно трансформироваться.
Все слышали об управлении изменениями (change management). Все вроде бы понимают его суть и пользу, но мало кто является приверженцем концепции на практике. Маргулан Сейсембаев говорит, что если "40% твоего бизнеса после карантина не в онлайн, можешь не ожидать роста продаж на прежнем уровне". Поразительная ведь вещь: из-за страха, вкусы, предпочтения (приоритеты), привычки поменялись.
Если рассматривать экономику страны как совокупность всех сделок, которые формируют спрос, предложение и цены, при чем спрос первичен и люди сильно обеспокоены своим экономическим положением, то ожидать быстрого цикла продаж и обмена услугами и товарами будет нереально. По-простому - спрос сместиться в сторону товаров среднего и краткосрочного потребления. Людей больше будет заботить функциональность, практичность, надежность. Сегодня понимание истинных ценностей и реальных потребностей сильно ушло в сторону: "а, вообще-то, мне необязательно мерить эти кроссовки", "предпочитаю жить в частном доме на окраине города", "могу работать во фрилансе" и т.д. Не согласитесь ли вы? Ресторан, который даже и не думал иметь хоть малейшее присутствие в онлайн-просторах, завтра будет обязан иметь хотя бы Instagram-страничку, чтобы клиенты могли заказывать доставку еды.
Есть в этом и хорошая сторона: теперь не нужно платить за дорогое коммерческое помещение в центре города у всех на виду, можно арендовать что-то подешевле, немного подальше, и сконцентрироваться на дифференциации своего бизнеса от конкурента.
Один из мировых гуру менеджмента и инноваций Ицхак Адизес сказал: "инновационные идеи приходят лишь там, где тишина". Поэтому может быть перевести маркетологов и тех, кто должен генерировать конкурентные преимущества компании, на дистанционную работу? Пусть себе приходят на совещания и обязательны встречи по продакт-девелопменту, но будут хотя бы большую часть времени погружены в лидогенерацию? Кстати, такой тренд прогнозирует компания Gartner, которая провела опрос 317 финансовых директоров. Оказалось, что 74% компаний согласны перевести до 5% персонала на постоянную удаленную работу.
Вывод: нельзя будет выйти из кризиса, ожидая, что будут еще выше и больше результаты.
Я очень сильно надеюсь, что эта статья послужила пищей для размышления о том, что следует прислушаться и наблюдать. И конечно же, действовать. Завтра выиграет тот, кто успел вовремя поменяться.
Подписывайтесь на мой канал и всем крепкого здоровья!