2.2. Выбор состава и численности персонала предприятия
Численность персонала – это число сотрудников, которые официально работают в организации. Она бывает нормативной или фактической. В таблице 2.3 приведен баланс рабочего времени ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» за 2018-2019 гг.
Таблица 2.3 - Баланс рабочего времени ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» за 2018-2019 гг. в среднем на одного работника
Показатель
2017
2018
2019
Календарный фонд времени
365
365
365
Выходные и праздничные дни
102
102
100
Номинальный фонд рабочего времени
263
263
265
Отпуска
20
20
18
Отпуска по обучению
2,1
3,5
3,8
Отпуска в связи с родами
3,6
2,8
3,4
Болезни
7
7
12,5
Неявки, разрешенные администрацией
7,5
9,5
9,5
Прогулы
0
0
2,5
Всего неявок с учетом возможного фонда времени
40,2
42,8
49,7
Количество явок
222,8
220,2
215,3
Круглосуточные простои
0
0
0
Эффективный фонд рабочего времени
222,8
220,2
215,3
Средняя длительность рабочего дня, часов
7,9
8,0
7,6
Эффективный фонд рабочего времени, часов
1760,12
1761,6
1636,28
Как видно из таблицы 2.8 эффективный фактический фонд рабочего времени, по сравнению с его плановым значением снизился на 123,84 часа. Это произошло только за счет уменьшения числа отработанных дней, так как продолжительность рабочего дня оставалась постоянной, дальнейший анализ необходим для выявления причин изменения числа отработанных дней и продолжительности рабочего дня. На этот показатель влияют следующие факторы: увеличение отпусков по учебе - 0,3; отпуска связанные с родами - 0,6; болезни - 5,5; прогулы - 2,5.
Среднегодовая выработка продукции на одного работающего устанавливается как отношение объема выпуска продукции, работ, услуг в стоимостном выражении к общей численности работников предприятия. Среднегодовая выработка продукции одним рабочим определяется отношением объема выпуска продукции, работ, услуг в стоимостном выражении к численности рабочих.
Таблица 2.4 - Основные показатели работы ООО «МЕБЕЛЬ ПЛЮС» за 2018-2019 гг.
Наименование показателей
Ед. изм-я
Величина показателя, по годам
Изменения показателя 2019/2017
2017 г
2018 г
2019 г
абсолют. отклонение
относит. отклонение, %
1. Численность персонала
чел.
35
34
34
-1
-2,86
2. Среднегодовая выработка персонала
т.р.
1329,8
1378,63
1418,78
+88,98
+6,69
3. Среднегодовая выработка одного сотрудника
Т.р.
1264,9
1310,4
1345,3
+80,4
+6,36
4. Фонд заработной платы персонала
т.р.
12789,0
13051,2
13056,0
+267
+2,09
В том числе рабочих
т.р.
3385,3
3438,1
3456,0
+70,7
+2,09
5. Среднегодовая заработная плата персонала
т.р.
365,4
371,1
384,0
+18,6
+5,09
в т.ч. рабочих
т.р.
94,0
98,3
101,6
+7,6
+8,09
По данным табл. 2.4 можно сделать вывод, что фонд заработной платы в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличился на 267 тыс. руб. (2,09%), в результате чего среднегодовая зарплата персонала также возросла на 18,6 тыс. руб. (5,09%).
2.3. Расчет себестоимости продукции
Рентабельность производства, как известно, является одним из основных показателей его эффективности и означает «успешность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно этот аспект исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, на расход ресурсов» (БСЭ).
По мнению специалистов, сегодня средняя рентабельность по отечественной мебельной промышленности составляет 10–15%. Насколько выгодно вкладывать средства в мебельное производство в России? Какова рентабельность различных направлений отрасли, из чего она складывается и существуют ли скрытые резервы для её увеличения?
В первую очередь от трех основных составляющих − оборудования, кадров, сырья. Мебельная отрасль − высокотехнологичное производство, которое требует больших инвестиций и в котором на оборудовании экономить не стоит. Правильная эксплуатация и грамотное обслуживание надежных станков − это гарантия роста производительности и высокого качества выпускаемых изделий, а значит, и рентабельности предприятия. Чем эффективнее эксплуатируются станки и технологии, тем выше прибыль. Разумеется, при условии правильной организации и стратегии развития производства и использования качественных современных материалов.
А материалы и сырье являются наиболее затратным сегментом в производстве мебели (50–60% всех расходов). Затем следуют заработная плата, начисления в бюджет (20–25%), разработка и внедрение моделей (8%) и накладные расходы (примерно 10%). Затраты на транспорт составляют от 3 до 10%, на энергию − около 5%, вложения в рекламу, маркетинг и PR − от 5 до 10%. Особо стоит выделить транспортные издержки, которые отчасти объясняют тот факт, что Россия, будучи одним из крупнейших поставщиков древесины, до сих пор не может довести уровень развития собственной мебельной промышленности до мирового.
По статистике, примерно 70–80% предприятий мебельной промышленности находятся в центральной и европейской частях России, тогда как лесозаготовки ведутся в основном в азиатской части страны. Затраты на сырье, материалы, транспорт и энергию непрерывно растут, причем с учетом инфляции такими темпами, что опережают рост благосостояния и покупательской способности населения. Отсюда и низкая рентабельность мебельного производства.
От уровня себестоимости продукции зависят сумма и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях затраты на производство должны приводиться к одному объему.
Таблица 2.5 - Исходные данные для факторного анализа себестоимости
Показатель
По плану
Фактически
Отклонение от плана
Объем выпуска продукции (VBП),ц.
10 000
13 300
+3 300
Сумма постоянных затрат (А), руб.
12 0000
20 4820
+8 4820
Сумма переменных затрат на одно изделие (b), руб.
199
260,6
+61,6
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет
ΔСобш= С1– С0= 276 - 211 = +65 руб.,
в том числе за счет изменения:
а) объема производства продукции
ΔСVBП= Сусл1–С0= 208 - 211 = -3 руб.;
б) суммы постоянных затрат
ΔСа= Сусл2- Сусл1= 214 - 208 = +6 руб.;
в) суммы удельных переменных затрат
Далее рассчитаем себестоимость(только С0и С1) по каждому виду продукции.
Таблица 2.6 - Расчет себестоимости отдельных видов продукции
Объем производства продукции.
Постоянные затраты на весь выпуск продукции, руб.
Переменные затраты на единицу продукции, руб.
t0
t1
t0
t1
t0
t1
Шкафы-купы
10 000
13 300
12 000 0
20 4820
199
260,6
Тумбочки
10 000
5700
7 5000
5 7000
1 850
2 100
Стулья
16
20,7
8000
9500
270
350
Вид продукции
Себестоимость продукции, руб.
Изменение себестоимости, руб.
t0
t0
Шкафы-купы
211
276
65
Шкафы-купы, ц
211
276
Тумбочки
1858
2110
252
Тумбочки, т
1858
2110
Таблица 2.7 - Структура себестоимости продукции
Элементы затрат
Вся промышл.
Стулья
Тумбочки
Шкафы-купы
1. Сырье и основные материалы
57,7
61,2
27,7
81,9
2.Вспомог. материалы
27
14,4
16,2
3,7
3.Топливо со стороны
3,0
0,7
9,2
0,6
4.Энергия со стороны
2,0
1,4
10,2
3,4
5.Амортизация
0,9
0,5
12,7
1,2
6.Зарплата с начислениями
6,9
11,7
8,3
6,8
7.Прочие
2,5
10,1
15,7
2,4
ИТОГО
100
100
100
100
2.3. Расчет валовой и чистой прибыли
Таблица 2.8- Затраты по каждому элементу продукции
Элементы затрат
Вся промышл.
Стулья
Тумбочки
Шкафы-купы
1.Сырье и основные
материалы
158000
6024
16400
168000
2.Вспомог.материалы
74000,6
1417
9550
7500
3.Топливо со стороны
8330
69
5450
1240
4.Энергия со стороны
5400
140
6000
7000
5.Амортизация
2300
51
7500
2320
6.Зарплата с
начислениями
19000
1149
4890
14000
7. Прочие
7000
1000
9310
5020,6
Итого
274030,6
9850
59100
205080,6
По сравнению с 2019 годом в 2016 полная себестоимость продукции увеличилась.
Таблица 2.9 - Показатели себестоимости продукции
Показатели
Год
Отношение 2016 года к 2019 году, %
2019
2016
Полная себестоимость продукции, руб.:
Стулья
800
809
101,1
Шкафы-купы
270
276
102,2
Тумбочки
2100
2110
100,5
Цена реализации продукции, руб.:
Стулья
571,6
600,4
105,0
Шкафы-купы
280,8
298,9
106,4
Тумбочки
6269
6757
107,8
Прибыль от реализации продукции, руб.:
Стулья
-228,4
-208,6
91,3
Шкафы-купы
10,8
22,9
212,0
Тумбочки
4169
4647
111,5
Рентабельность реализации продукции, %:
Стулья
-28,6
-25,8
2,8
Шкафы-купы
4
8,3
4,3
Тумбочки
198,5
220,2
21,7
Цена реализации продукции увеличилась по стульям на 5%, по шкафам-купе на 6,4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство является деятельностью лица, которая направлена на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в предприятия такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным.
Среди преимуществ, на которые может делать ставку малый бизнес, - индивидуальный подход к клиенту: собственный стиль, оригинальный дизайн, эксклюзивная продукция. Такое могут себе позволить только мелкие торговые точки, не связанные жестким регламентом корпоративных требований. Да и поставки уникального ассортимента для своего потребителя индивидуальному предпринимателю проще наладить.
Следует отметить, что отечественные мебельные компании в настоящий момент практически не используют такие конкурентные преимущества, как дешевое сырье, энергосберегающие технологии и относительную дешевизну рабочей силы. Вместо этого мебельщики постоянно говорят о проблеме «быстрого роста цен» на те самые технологии, сырье и увеличении затрат на персонал. Цифры на ценниках в мебельных магазинах находятся в прямой зависимости от курса евро: за последние три года вследствие его роста российская мебель в целом подорожала в среднем на 20%. И это понятно. Ведь примерно 30% от общего объема материалов и комплектующих, применяемых в производстве, закупается за границей. За рубежом приобретается около 80% объема необходимых российским мебельщикам плит MDF, примерно 15% ДСтП и около 50% фурнитуры. Российские мебельщики также вынуждены платить пошлину на ввоз, которая составляет 15–20% от стоимости товара, и нести транспортные расходы. Получается, что для отечественных производителей стоимость комплектующих и оборудования сейчас гораздо выше, чем для их зарубежных коллег. Это соответственно влияет на стоимость мебели, делая её дороже, и снижает конкурентоспособность отечественных диванов и столов, ставя цены в прямую зависимость от импортозамещения, то есть от организации в России производства перечисленных выше составляющих для выпуска мебели. Поскольку именно на материалы приходится наибольшая доля в структуре цены, то производители постоянно экспериментируют с ними, а также с отделкой, пытаясь сэкономить на стоимости сырья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 (ред. от 31.12.2014) - Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» - дата обращения 14.01.2015
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 197 - ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 31.12.2014) - Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» - дата обращения 27.01.2015
4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2014) // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2014, с изм. от 07.12.2014) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340. 3. Приказ Минфина РФ от 02.07.2012 № 66н (ред. от 05.10.2014) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 35, 30.08.2012.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы предприятия» ПБУ 9/99 с изменениями и дополнениями
7. Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок [Электронный ресурс]: Приказ Минтранса России N 225 от 12.08.2014 - Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» - дата обращения 12.03.2015
8. Экономика железнодорожного транспорта : учеб. для вузов ж.-д. трансп. / Андреев Б. Ф. [и прочее.] ; ред.: Терешина Н. П., Левицкая Л. П., Шкурина Л. В. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп., 2013. - 534 с.
9. Болотин А.А. Управление валовой прибылью современного производственного предприятия как неотъемлемое условие управления корпоративной прибылью // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. - № 48. – С. 45-50.
10. Бухвалова В.В. Определение оптимальных объемов производства в условиях информационной неопределенности спроса // Экономика и математические методы. – 2014. - № 2. – С. 3 – 23.
11. Бланк И.А. Управление формированием капитала. – М.: Омега-Л, 2008. – 512 с.
12. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 336 с.
13. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Рид Групп, 2014. – 608 с.
14. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2014. – 432 с.
15. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: Кнорус, 2012. – 606 с.
16. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия. – М.: Эксмо, 2008. – 652 с.
17. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика анализируемого объекта: учеб. пособие. 2-е изд., доп. М. : Финансы и статистика, 2013, 354с.
18. Джамалдинова М.Д. Целевые установки итогивности управления капиталом предприятия // Вопросы региональной экономики. - 2012. - № 2. - С. 60-70.
19. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2013. – 656 с.
20. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2014. – 280 с.
21. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности анализируемого объекта. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2014 - 297с.
22. Кириллова Л.Н. Виды прибыли в системе управления прибылью // Экономический журнал. - 2009. - № 16. - С. 57 – 76.
23. Кривда С. Экономическая прибыль предприятия // Предпринимательство. – 2012. - № 5. – С. 94 – 99.
24. Маркина И.А. Воронина В.Л. Оптимизация управлению прибылью торговых предприятий на основе разработки комплексной системы управления прибылью //Бизнес. Образование. Право 2014. №3(24) С.35-38
25. Маркин Ю.П. Экономический анализ. – М.: Омега-Л, 2009. – 450 с.
26. Мицель А.А. Оценка влияния показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия на выручку от реализации товаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. - № 27. – С. 57 – 64.
27. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.
28. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.: Бином, 2012. – 480 с.
29. Принципы формирования динамики модели структуры совокупного капитала предприятия // Экономические науки. – 2009. - № 4. – С. 240 – 243.
30. Российская газета» от 12.03.2014 г., №56
31. Фаттахова Г.Я. Рентабельность и параметры на нее которые оказывают влияние // Экономические науки. – 2012. - № 66. – С. 19 – 22;
32. Фридман А.М. Финансы предприятия (предприятия). – М.: Дашков и Ко, 2014. – 488 с.
33. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 620 с.