В 1858 году 46-пушечный парусно-винтовой фрегат Российского императорского флота "Аскольд" при переходе из Балтийского моря в Тихий океан зашел в Японию, где оставался несколько месяцев. Его офицеры имели возможность увидеть жизнь японцев в этот период, а гардемарин П. Муханов, ведший дневник, записал увиденное и свои впечатления, оставив потомкам ценный исторический документ. Его дневник, который отправлялся письмами в Россию, был напечатан в нескольких номерах журнала "Русский вестник" за 1860 год. Среди эпизодов из жизни Японии есть и описание посещения гардемарином лавки японского купца из Нагасаки, который торговал оружием. П. Муханов в своем дневнике отметил несколько любопытных подробностей.
"13/25 апреля (1858 года - ООК). После обеда мне удалось разменять золото на доллары, и я с Е. отправился в Нагасаки. Мы провели время очень приятно, не истратив ни копейки денег. Купец Икесе, продающий нам сабли (к сожалению, эпизод с продажей сабель не был опубликован - часть писем не дошла до редакции - ООК), уже давно приглашал нас к себе. Все офицеры у него бывали и хвалили его гостеприимство и квартиру. Сегодня мы обещали придти к нему, с условием только, чтоб он не приготовлял нам обеда, потому что мы и без того будем сыты. Зная, что дом его находится в Кодзия-мачи, одной из лучших улиц города, мы без труда нашли его. Его жилище состоит из двух небольших домиков о двух этажах; в первой комнате разложены для продажи всевозможные обиходные мелочи: трубки с Футлярами и мешочками для табаку, бумажники, чашечки и пр. Далее небольшая комната, наполненная оружием; здесь можно видеть все, что двести лет тому назад Японцы употребляли в войне с Китайцами: сабли всех родов и размеров, тяжелые пищали, хорошие ружья новейшего устройства, луки и двое лат со шлемами; одни из них стальные, другие кожаные, стоят первые 90, а вторые 50 рублей серебром. Эта комнатка сделала бы честь любому музеуму; тем более кабинету, но как магазин, она слишком мала и скромна. Оружие это приготовляется работниками купца во втором этаже того же дома; туда привозят готовые клинки из другого дома, и на них насаживают рукоятки. Один наклеивает на них рыбью чешую, другой выделывает украшения, третий обматывает шелком; словом, полное разделение труда" (Муханов П. Дневник гардемарина с фрегата Аскольд // Русский вестник, май, № 1. 1860).
Любопытно, что довольно высокая цена на доспехи самураев, указанная Мухановым в 1858 году (90 и 50 рублей серебром), сильно упала в 1880 году: В. Крестовский, описывая посещение антикварной лавки в Японии во время своего путешествия, отметил, что "купил для своей коллекции полное рыцарское вооружение за 45 бумажных иен, то есть почти даром" (Крестовский В. В дальних водах и странах). Впрочем, изменилась и сама Япония. Как писал все тот же В. Крестовский, "Антикварий, вздыхая, жаловался нам, что цены на старинное оружие вообще упали с тех пор, как правительство преобразовало армию на европейский лад и запретило всем самюре (так В. Крестовский называет самураев - ООК) носить по две сабли; со стороны же европейцев спрос на вещи этого рода ничтожен".
Об оружейном базаре в Турции в начале XIX века можно прочитать здесь.
Если Вам понравилась статья, подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях! Спасибо!