Найти тему
vladimir teriohin

130.

Хочешь стать богатым, создай свою религию, сформулировал Хаббард принцип, и стал богатым.

Недавно один сетевой фрэнд обвинил меня в том, что я подчиняюсь определенной идеологии. На мой вопрос о его идеологии, он ответил, что её нет. Завязалась полемика, в результате которой он убедил себя в моем подчинении определенной вере.

Спора как такового не получилось. Уверенный в своей правоте человек тоже верующий. Разница в том, что он убежден в неверии. 

Я попытался дать ему понять, что его уверенность сосредоточена в рациональности, а он ответил, что его отсутствие веры базируется на цепи: не знаю – предполагаю – знаю.

Продолжение не важно. Только солипсист уверен, как и Декарт, в том, что мир без него не существует.

«Я мыслю, значит существую». 

А если у меня мозг отказал, но я еще жив, мира тоже не существует, или вместо меня он (мир) сошел с ума?

Вместе с перестройкой в страну хлынуло все то, что до этого существовало сначала в рукописных списках, а чуть позже в напечатанных машинкой, и, наконец, ксерокопированных.

Даже в этот период часть читающих верила в Кастанеду как в Бога, а другая часть сразу сочла все это «кастанежьими сказками». (Немного позже Коэльо попытался повторить трюк, но повторно принцип не работает.)

Итак, основные принципы в действии.

Самый примитивный путь, который постоянно используют киностудии – насаждать мысль о существовании того, чего не существует. Работает на подростков. По моим собственным опросам детей, немного меньше трети верят в существование зомби. Но дорогой путь. Сколько нужно снять сериалов про зомби, чтобы увеличить количество «верующих». Ведь вырастая, дети убеждаются, что зомби не существует. Правда на смену вере в зомби приходит вера в вампиров. И так далее.

Другой способ – сильное эмоциональное вовлечение. Добро пожаловать для особо впечатлительных. Можно использовать даже в позитивных целях. Например, убедить, что единственно «правильная» любовь – это только любовь с первого взгляда. И как аргумент привлечь Шекспира с Джульеттой. 

Третий путь – через внушение идеологий. Здесь отлично подходит Овертон, со своими знаменитыми «Окнами». Медленно, но зато работает на все общество.

Следующий путь – индивидуальный. Стирание личной истории и создание её подменяющую личность.

Кстати, кто не знал, в Кастанеду особенно «влюбились» гештальтисты. Как и почему, это другой разговор, и в другой раз.

В историях про Дона Хуана отлично в образной форме описан именно этот способ. Великолепно работает на неокрепшие, или разного типа «сомневающиеся» души.

Психологические группы и психотерапевтические технологии еще один изощренный способ, о котором я упоминал десятки раз.

Кто сомневается, спросите себя, почему психоанализ клиента продолжается десятки лет.

Группы – это также отдельная интересная история, о которой говорилось не один раз. В этом случае работает личность. И безмерно уверенный в себя психо-групповод способен убедить адептов, которым он особенно понравился разными свойствами (внешними, внутренними, косвенными, настоящими, воображаемыми). 

И, наконец, вишенка на торте. 

Кто-нибудь задумывался, почему люди делятся на две не равные половинки: одни терпеть не могут молочные пенки, другие их обожают?

Подсказка как-то в другой раз.