Напомню: зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов, ушедших в поход под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. Почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель? Моё расследование даст ответ на этот и многие другие вопросы. Попутно очищу трагическую историю от массы мутных мифов, фантазий, вранья, бреда, которые налипли на неё. Переходим к исследованию версий причин гибели.
Итак, 64 версии.
Не все будем рассматривать. Например, нет смысла исследовать версию с нападением медведя-шатуна. В этом случае картина у палатки была бы совсем другая.
И версия нападения беглых зэков тоже отпадает – нет на месте событий каких-либо признаков, доказывающих, что там орудовали бандиты.
И оставим без внимания версию, что у горы Отортен взорвали ядерное устройство (да, и такая версия горячо обсуждается!) и дятловцы оказались в эпицентре взрыва. При таком варианте на месте перевала и в окружности в несколько километров была бы выжженная земля.
Возьмём версии, в которых делается попытка объяснить трагические события на перевале, исходя из конкретных фактов, деталей, свидетельств, документов, здравого смысла.
Дятлов - ключевая фигура всей истории. Не будь Дятлова - не сложилась бы и фантастическая по своему трагическому накалу история. Упрямство Игоря, его нетерпимость могли сыграть зловещую роль во время последнего похода…
По воспоминаниям друзей, родственников, знакомых, Игорь Дятлов был неординарным человеком. Незаурядная личность. С ним хотели дружить. С ним хотели пойти в поход. Ему доверяли. Если он кого-то брал с собой, это считали проявлением высшего доверия. Игорь олицетворял надёжность. Серьёзно готовил походы, продумывал тактику прохождения маршрута, не упускал мелочей, вникал во все детали.
Но есть основания считать, что в трагическом исходе есть его вина. И немалая.
Дятлов – ключевая фигура всей истории. Не будь Дятлова – не сложилась бы и фантастическая по своему трагическому накалу история. Вспомним об одной нервной черте его характера. Сергей Согрин отмечает: Игорь не терпел, если кто-то возражал ему. Похожее в его характере отмечает и Блинов: «Очень упрям и настойчив».
Упрямство, нетерпимость могли сыграть зловещую роль во время последнего похода. Авторитаризм граничит с самоуверенностью, с самонадеянностью. Только этим можно объяснить, почему Дятлов не оставил в спортклубе маршрутный лист. Разумеется, это мало что меняло по сути, – ведь группа погибла раньше, чем ее начали искать и обнаружилось отсутствие маршрутного листа. Но эта мелочь становится существенной, когда знаешь о трагическом исходе.
Вероятно, Дятлов переоценил возможности человеческого организма. Проверить себя походом категории высшей сложности – это похвально. Но и учитывать степень риска нужно. Председатель Ивдельского горисполкома Дерягин считает: «Отправлять в феврале туристские группы в горы Северного Урала это безумие. Там часты внезапно возникающие ураганы, при которых человек не может удержаться на ногах. Применяемый туристами способ восхождения на вершины, – налегке, очень опасен в этот период года, так как бураны налетают внезапно и тогда на горе – гибель. Охотники-манси при первых признаках приближающегося бурана спешат укрыться в тайге».
В уголовном деле есть претензии к Дятлову. В постановлении о прекращении дела говорится: «Возвратившись 31.I.59 г. в долину р. Ауспии и зная о трудных условиях рельефа высоты 1079, куда предполагалось восхождение, Дятлов, как руководитель группы, допустил грубую ошибку, выразившуюся в том, что группа начала восхождение I.II.59 г. только в 15-00». А вторая его ошибка, согласно следствию, такая: «В последующем, по лыжне туристов, сохранившейся к моменту поисков, удалось установить, что продвигаясь к долине четвёртого притока реки Лозьвы, туристы приняли на 500-600 м. левее и вместо перевала, образуемого вершинами 1079 и 880, вышли на восточный склон вершины 1079. Это была вторая ошибка Дятлова». Но взять вправо или влево на полкилометра – это в походе обычное дело. Точно по намеченному по карте маршруту невозможно двигаться.
Ошибкой Дятлова было и то, что взял в поход чужого – Семёна Золотарёва. Карелин прямо об этом говорит: «Его появление в составе группы Дятлова мне кажется неестественным». Дурного слова об инструкторе турбазы никто не сказал. И в дневнике он упоминается нейтрально. Но Дятлов всегда подбирал людей в команду ответственно, включал тех, кого знал прекрасно. А тут вдруг берёт абсолютно незнакомого человека.
Неизвестно, что привнёс Золотарёв в коллектив студентов и выпускников политеха – не исключено, что он нарушил психологическую атмосферу в маленьком коллективе. А, может, на правах старшего по возрасту стал оспаривать лидерство Дятлова. Из-за чего мог вспыхнуть конфликт. Кто знает, вдруг в сложный момент Золотарёв своим авторитетом расколол группу у кедра. Дятлов переоценил свой авторитет, как руководителя группы. Пока всё было спокойно, группа его слушалась, включая Золотарёва. Как только сложилась критическая ситуация, часть группы пошла за Золотарёвым.
Ошибкой Дятлова было, что взял в поход чужого - Семена Золотарева. Не исключено, что Золотарев нарушил психологическую атмосферу в маленьком коллективе. А может, на правах старшего по возрасту стал оспаривать лидерство Дятлова. Из-за чего мог вспыхнуть конфликт.
Теперь о месте, где поставлена палатка. Почти нет сомнений, что место для ночёвки выбрал Дятлов. Группа после того, как соорудила лабаз, двинулась в сторону Отортена по склону горы Холат-Сяхыл. Прошли немного – около 2 километров: на склоне северного отрога горы группа остановилась. И возникает вопрос: почему остановилась на склоне, а не спустилась вниз, к лесу, до которого рукой подать?
Слобцов вспоминает, как они с Шаравиным шли к палатке: «По мере приближения к палатке склон становился круче, а наст плотнее, и нам пришлось оставить лыжи и последние десятки метров идти без лыж, но с палками». То есть точно с такими же трудностями скорее всего столкнулись и дятловцы. Но это их не остановило.
К тому, как поставлена палатка, у экспертов претензий нет – всё было сделано грамотно. Слобцов высказался: «Палатку дятловцы установили основательно». Площадка аккуратно выровнена. На неё уложены креплениями вниз 8 пар лыж, на которые поставили палатку. На дно палатки уложили ватники и пустые рюкзаки. При этом рюкзаки положили в ноги – использовался испытанный способ утепления ног. На слой телогреек и рюкзаков расстелили суконные одеяла. Одеялами и куртками-штормовками дятловцы накрывались.
А вот место, выбранное Дятловым для стоянки, крайне опасное, – это отметили опытные туристы Бардин, Баскин, Шулешко, Карелин.
Масленников отмечает в дневнике: «Палатка установлена в самом опасном в смысле ветра месте».
Мнение Карелина: «Место установки палатки группы Дятлова выбрано неудачно, и это, возможно, было одной из причин аварии. Палатка стояла на открытом склоне горы, продуваемом ветром, при сильных порывах которого палатку могло порвать. Ветер и отсутствие топлива для костра и печки обрекали группу на холодную ночёвку».
Шаравин добавляет: «Стоило спуститься на 500 метров вниз, на уровень леса, и ничего бы с ними не произошло. Возможно, что так оно и было бы, но Игорь был в нескольких сложных походах по Приполярному Уралу и погода позволяла ему организовать такую холодную ночёвку. Думается, он не хотел терять высоты, а хотел двигаться в сторону Отортена выше уровня леса по плотному снегу. Потому что идти по рыхлому снегу через лес в пять раз сложнее, чем идти по снегу плотному. Вот поэтому он рассчитывал за один день вот с этого лагеря, где разбили палатку, пройти до вершины Отортена и в этот же день вернуться».
Опытные туристы высказывают соображения, почему именно в этой точке Дятлов решил остановиться:
– Игорь не рассчитал время, и стало смеркаться раньше, чем он рассчитывал, а оборудование стоянки занимает не меньше двух часов. И если идти к лесу, то это потеря времени, и тогда придётся ставить палатку в темноте, что, естественно, не комильфо;
– возможно, в условиях плохой видимости при метели ни Дятлов, ни кто-либо другой просто не рассмотрели ближайший лес;
– возможно, Дятлов не захотел терять высоту перед переходом до Отортена на следующий день и спускаться в зону, где снег был не настовым, то есть твёрдым, а рыхлым, тяжёлым для движения. При хорошей погоде группа могла налегке за несколько часов дойти до Отортена и вернуться назад;
– вполне вероятно, что Дятлов, выбирая место, рассчитывал: группа будет находиться под защитой отрога горы от продуваемого ветром участка хребта;
– быть может, спуститься к лесу помешали каменные гряды, переход через которые на лыжах мог вызвать затруднения. Хотя тот факт, что дятловцы взяли с собой дрова, указывает на то, что решение остановиться в безлесной зоне было осознанным;
– возможен и такой вариант: Дятлов решил проверить группу – сумеют они поставить палатку на открытом склоне? У него был опыт подобных ночлегов, а для других это стало бы учёбой и практикой.
Как бы там ни было, а место, которое определил Дятлов для стоянки, оказалось проклятым. Впечатление, что в этой точке сошлись силовые линии зла. Группа вышла из таёжной зоны и очутилась на открытой ветрам горе, – здесь состояние снега, условия воздействия ветра и мороза иные, чем в лесу. Группа их сразу ощутила, образна и точна фраза в дневнике «ветер, как при взлёте самолёта…». В лесной зоне такого напора ветра нет. На высоте мороз и ветер значительно опаснее и сильнее, чем внизу, в тайге. На продуваемом склоне ветер превращается в ураган.
Всё это должен был предусмотреть Дятлов. И как бы ему ни хотелось проверить себя и группу в экстремальных условиях, его обязанность, как руководителя, просчитывать все варианты. Не просчитал. Хотя, что на самом деле думал Дятлов, что просчитывал, а что нет – неизвестно.