Найти в Дзене
Америка глазами учителя

Осторожно: цифровое слабоумие. Или о дистанционном обучении.

Оглавление

Пишу о своём шоке от одной прочитанной статьи, в которой разработчики цифровых технологий не разрешали собственным детям пользоваться плодами своих же трудов (планшетами, компьютерами, играми, телефонами и так далее), о чём читайте далее в статье.

Удалёнка полным ходом

У нашего старшего ребёнка в нулевом классе (Kindergarten) завтра начинается настоящее удалённое обучение. До весенних каникул выдалась только одна неделя, во время которой школа внезапно закрылась на карантин без достаточной подготовки учителей к дистанционному обучению.

Распечатал для нашего ребёнка все рабочие листы, отправленные нам учителями, и стал работать над ними с сыном дома. Компьютер открывали только для того, чтобы посмотреть пару советских мультфильмов перед сном, воссоздавая "Спокойной ночи, малыши" для наших детей. О других мультиках и фильмах, которые мы показываем для наших детей в Америке, читайте здесь. Вот и вся наша работа с компьютером.

Если та удалённая неделя прошла (слава Богу) тяп-ляп, то с завтрашнего дня шестилетнему пацану школа запланировала уже около четырёх часов занятий в интернете. Каждый учебный день сын должен встречаться с одноклассниками и учителями в Зуме (Zoom) и выполнять задания по интернету.

Не спорю, что, всучив ребёнку планшет в руки с какой-нибудь игрой или развивающей программой, можно решить множество взрослых проблем в тишине и спокойствии, убеждая себя, конечно, что всё это для блага и для умственного развития ребёнка, и заглушая свою интуицию, долдонящую одно и то же, что что-то здесь не ладно...

-2

А не ладно тут вот что

Очень рекомендую послушать лекцию Татьяны Черниговской "Мозг потерялся в цифровом мире" об опасностях цифровизации в работе с детьми с научной точки зрения. Ссылка на запись лекции внизу.

С другой стороны, это серьёзные слова учёного человека, под которые можно быстро заснуть и которые, скорее всего, так же быстро могут вылететь из головы.

Веские причины для осторожности

Появился новый термин digital dementia, означающий цифровое слабоумие, доходчиво описанное в журнале "Химия и Жизнь" за 2014 год (ссылка). Мозг ребёнка программируется по-другому, утопая в цифровом мире. По-другому не означает лучше. Как раз наоборот.

Без мелкой моторики и подключения фантазии мозг ребёнка теряет творческие навыки, без которых, ему мало что светит в будущем, в котором ему придётся соперничать с искусственным разумом. Вот тут-то и надо бить artificial intelligence козырем творчества, присущим человеку, если только мозг человека уже не уподобился компьютерной программе.

В этом месте читатель может резонно возразить, что всё это бабушка надвое сказала, мол, автор водит вилами по веде, пытаясь описать будущее, о котором никто ничего толком сказать не может. Возможно...

-3

Тогда доводы ещё серьёзнее

Хорошее издание Business Insider опубликовало статью 18 февраля 2018 года (ссылка на неё), в которой ни слова не сказано о цифровом слабоумии (а то влетит ещё), но приводится достаточное количество примеров таких титанов цифровой отрасли, как Стив Джобс, которые либо запрещают своим собственным детям пользоваться их же новейшими разработками, либо ограничивают пользование ими. Например, полчаса в неделю и не больше.

Ещё интересно то, что школы, обслуживающие детей влиятельных родителей Силиконовой Долины, не заставляют учеников пользоваться компьютерами иногда до восьмого класса. Цветные карандаши, бумага, краски, пластилин, клей и тому подобное - вот чем занимаются дети родителей, зарабатывающих миллиарды долларов на навязывании цифровой зависимости остальному населению планеты.

Дети легенды цифровой отрасли.
Дети легенды цифровой отрасли.

Или опять расслоение?

С другой стороны, легко всем этим гуру цифровизации отдавать своих детей в частные школы, где учителя занимаются с их детьми старыми проверенными методами. Заработанных денег больше, чем достаточно для консервативного и трудоёмкого обучения.

В условиях нынешнего карантина, когда кому-то посчастливилось спастись от сокращения и увольнения и перейти на удалённый режим работы из дома, дети могут просто не дать родителям работать, поэтому:

Вот тебе планшет в руки и помалкивай.

Родителей, вкалывающих дома, чтобы свести концы с концами, понять можно. Родители же побогаче, для которых карантин - это всё равно что продлённый отпуск, могут сами заменить учителей своих детей и выполнять все задания вместе со своими чадами, не прибегая ни к каким компьютерам. Даже карантин у богатых и бедных проходит по-разному.

-5

В итоге...

И всё же, если есть возможность, послушайте Татьяну Черниговскую и держите своих детей подальше от цифровой трясины. Пока, по крайней мере. Они ничего не потеряют, а только приобретут. Все эти Стивы Джобсы и Биллы Гейтсы прекрасно знают, что творят и от чего оберегают своих детей.

Обратная эволюция?
Обратная эволюция?

Спасибо, что дочитали. Подписывайтесь на канал. И до новых встреч!

Подробнее о расслоении общества через призму домашнего ареста

О кажущихся преимуществах виртуальных уроков в прямом эфире

О профессиях будущего