Найти тему
Журнал book24.ru

Как не стоит жить: токсичные отношения на страницах русской литературы

Оглавление
Князь Андрей и его отец, Обломов и Агафья

Великие русские писателя заслуженно славились психологической достоверностью своих книг. Вот и такую актуальную для наших дней тему токсичных отношений они отобразили в разных вариантах. Рассмотрим несколько из них.

Старик Болконский и княжна Марья

-2

Когда роман Льва Толстого «Война и мир» был впервые опубликован, общество было еще патриархальным. Мало кто задумывался об уважении к личности и ее границам, о соблюдении достоинства в общении родителей с детьми. Но даже при таком консерватизме читатели дружно вознегодовали на старого князя Болконского, отца двух героев из числа главных – князя Андрея и княжны Марьи. За ужасное отношение к дочери, запуганной им до полной безропотности.

Критики отмечали, что возможно, князь даже очень любит дочь, вот только выражается эта любовь в создании невыносимого нервного напряжения и постоянных скандалах. Так что ее от ненависти отличить трудно. Князь придирается к дочери в особо обидной форме и при гостях, более того, - при потенциальном женихе. Ругает бедняжку за новую прическу, доводя до слез. А когда приезжает с визитом Наташа, он демонстративно выходит к даме в старом халате, немыслимое с точки зрения приличий дело. Княжна Марья и так в стрессе от встречи с невестой брата, а тут еще такое безобразие!

И не видно никаких шансов повлиять на Болконского. Даже в наши дни спасением от подобного кошмара обычно может стать лишь полный разрыв отношений.

Обломов и Агафья

-3

В романе был описан живой человек, у него даже романтические чувства были. Ради возлюбленной он даже согласился на пешие прогулки. Но привычка потакать своему безразличию взяла верх. В делах упадок, доходов нет, любимая отчаялась и вышла за другого…

Связавшись с дельцом-мошенником и будучи вынужденным переехать в другое жилище, Обломов внезапно оказывается окружен всесторонней заботой квартирной хозяйки – Агафьи Матвеевны. Она не читает книг (а сам Илья Ильич с хорошим образованием), зато вкусно готовит и подает сытные яства прямо к дивану. И даже не пытается побудить Обломова проявлять какую-то энергичность.

Можно, конечно, сказать, что Обломов нашел свой идеал и был последние годы счастлив. Но явно просматривается, что нашел-то он не спутницу жизни в полном смысле слова, а няньку, усердно потакающую уже очень великовозрастному «мальчику». Во всем, включая крайне нездоровый образ жизни. Что и становится причиной его ранней смерти.

Плюшкин

-4

Семейная жизнь Плюшкина из «Мертвых душ» тоже являет собой характерный пример токсичности. Причем – в постепенном ее нарастании. Ведь когда-то, пишет Гоголь, у Плюшкина была счастливая семья и налаженная жизнь: любимая жена, трое детей, богатое поместье. Но потом супруга умерла, и это стало началом катастрофы.

Аккуратная бережливость помещика Плюшкина превратилась в мелочность, а потом и в патологическую скупость. Он принялся тиранить детей, попрекая деньгами и подозревая в покушениях на свой капитал. Старшая дочь сбежала, не выдержав. Ну, как сбежала – в те времена можно было только замуж. Вопреки отцовскому диктату.

Потом сын собрался на военную службу вместо отцовских планов сделать из него чиновника. Его, как и дочь, Плюшкин проклял и общаться перестал. Младшая дочь осталась одна в унылом доме рядом с агрессивно склочным и сварливым отцом – и вскоре умерла. Старшая иногда пытается наладить отношения, но тщетно. И вот мы видим в «Мертвых душах» злобного и несчастного, совершенно одинокого, карикатурно жадного Плюшкина.

Рогожин, Настасья и князь Мышкин

-5

В своем знаменитом романе «Идиот» Федор Достоевский очень детально показал классический, с точки зрения современной психологии, треугольник токсичных отношений – жертва, тиран и спасатель. Отобразил он и то, что жертва часто не против, чтобы ее постоянно спасали, однако, она совсем не стремится действительно выйти из мучительных отношений.

Настасью Филипповну как будто устраивает балансирование между искренне желающим ее выручить князем Мышкиным и неистовым, а то и откровенно неадекватным Рогожиным. Разумеется, она при этом страдает. Причем, страдание тоже искреннее. Ведь стремление к игре в рамках подобного треугольника может быть и неосознанным. Иногда бывает так, что подобный калейдоскоп спасения, возвращения к тирану, страдания… и все по новой – затягивается на целую жизнь. Но в «Идиоте» неадекватность тирана оказалась слишком велика, и дело кончилось трагедией.

А какие еще примеры токсичных отношений в литературе знаете вы? Пишите в комментариях!

До новых книг!

Ваш Book24