Найти в Дзене

Опасность того, что Ирак может развалиться

Ковид-19, ополченцы и кратерная экономика-все это угрожает центральному государству.

В Садр-Сити, огромном трущобном городе к востоку от Багдада, автомобили все еще переполняют дороги, паломники все еще молятся у святынь, а люди все еще собираются в магазинах. Многие рассматривают ковид-19 либо как сионистскую мистификацию, либо как быстрый путь в рай, поэтому они не чувствуют себя обязанными выполнять приказ правительства оставаться внутри. Само правительство, похоже, не готово к этому. Ирак утверждает, что у него было всего 1122 случая заболевания этим вирусом, но его обвиняют в сведении этого числа к минимуму. Его государственные больницы не оборудованы для того, чтобы справиться с большой вспышкой болезни.

Если бы вирус был единственной проблемой Ирака, этого было бы достаточно. Увы, страна находится на грани банкротства-результат стремительного падения цен на нефть, которая обеспечивает более 90% государственных доходов. Его политика также является беспорядком, с партиями, неспособными договориться о новом премьер-министре. Иракские ополченцы буйствуют, в то время как джихадисты Исламского государства ( ИГ ) перегруппировываются. Америка и Иран, которые помогли Ираку преодолеть прошлые кризисы, сосредоточены на борьбе друг с другом. Растут опасения, что государство развалится, говорит иракский чиновник.

Саудовская Аравия и Россия ведут переговоры о сокращении добычи нефти, что могло бы оказать некоторое облегчение Ираку за счет повышения цен. Но даже если цена на нефть подскочит вдвое, Ирак все равно будет смотреть на значительный дефицит бюджета. В настоящее время правительство не может позволить себе выплачивать заработную плату в постоянно расширяющемся государственном секторе (см. диаграмму). У него есть около $60 млрд в резервах наличных денег, но это может закончиться к концу года, оставив его зависимым от кредита от МВФ- который может и не появиться. 7 миллионов сотрудников и пенсионеров государства обеспокоены. "Без зарплаты это конец Ирака",-говорит Мауффак аль-Рубаи, бывший начальник Службы национальной безопасности.

-2

Это может звучать тревожно,но Ирак не имеет большого частного сектора, на который можно было бы опереться. Многие фирмы полагаются на государственные контракты. Большая часть этого сектора является неформальным. В связи с введением комендантского часа, ограничением поездок и закрытием границ торговля значительно замедлилась. Еще до появления вируса многие иракцы пытались выжить. Такие трудности, наряду с вопиющей коррупцией, вызвали большие протесты, начавшиеся в прошлом году.

Они в значительной степени утихли, поскольку люди держатся на расстоянии друг от друга. Но иракские политики не используют это спокойствие в своих интересах. С тех пор как премьер-министр Адель Абдул-Махди подал в отставку в ноябре, на его место были выдвинуты два человека. Первый из них, Мухаммед Аллави, не смог заручиться поддержкой важных шиитских партий и связанных с ними ополченцев. Второй, Аднан Зурфи, пытается завоевать парламент, но ему противостоит Иран и он также непопулярен среди шиитских политиков, которые не могут договориться о преемнике. Многие рады оставить податливого господина Абдул-Махди в должности смотрителя.

Между тем, ополченцы, которые когда-то воевали против Находится в составе Хашд аль-Шааби, или Народные мобилизационные силы (пмл), фрагментируются. Двое мужчин, которые держали их вместе-Абу Махди аль-Мохандис, тот самый пмлего командир, а также Кассем Сулеймани, глава Иранской армии Кудс, ее Иностранного легиона-были убиты Америкой в январе. Сейчас некоторые ополченцы хотят интегрироваться с армией. Более воинственные идут своим путем. Есть также признаки беспорядков внутри ополчения, с отколовшимися группами, действующими как преступные банды.

Иран продолжает использовать ополченцев для оказания влияния в Ираке и пытается вытеснить Америку. В результате ракетного обстрела силами ополчения 11 марта на иракской военной базе погибли два американских солдата и британский медик. Америка ответила ударами по поддерживаемому Ираном боевому движению "Катаиб Хизбалла". 16 марта силы ополчения атаковали еще одну иракскую базу, используемую американскими солдатами (обошлось без жертв). Неизвестная группа под названием Usbat al-Thayireen утверждала, что оба нападения и издавали угрозы в адрес Америки,” предполагая, что [Силы Кудс] собрали свои ополченцы-посредники в новую коалицию", - говорит Soufan Centre, исследовательский орган в Нью-Йорке.

Президент Дональд Трамп говорит, что Иран “заплатит очень высокую цену", если его доверенные лица продолжат свои атаки. Он укрепляет позиции Америки в Ираке. Из 5200 американских солдат, находившихся в стране в начале года, большинство были собраны на нескольких крупных базах, главным образом в курдских и суннитских районах. Некоторые из них были изъяты. Европейские и канадские солдаты, часть антитеррористической операции-Коалицию ИГ покинули, сославшись на вспышку covid-19. is тем временем, он снова активен. ” У него есть немного свободного прохода прямо сейчас",-говорит Майкл Найтс из Вашингтонского института, мозгового центра. - Они лучше подготовлены к вирусу, чем любая другая боевая сила. Они-провокаторы Судного дня.”

Без лидера и внешних сил, занятых своими собственными интересами, неясно, кто будет удерживать Ирак вместе. Великий аятолла Али ас-Систани, духовный арбитр Ирака, отошел от политики. Курды, которые ранее стремились к независимости, могут сделать это снова, если центральное правительство не сможет обеспечить обещанные их региону денежные средства. Суннитские лидеры также обсуждают создание собственного государства. И протесты, вероятно, возобновятся, как только вспышка стихнет. Политики и аналитики расходятся во мнениях по поводу того, как Ирак может рухнуть, но многие считают, что это лишь вопрос времени.