На Netflix вышел мини-сериал «Неортодоксальная» (Unorthodox) по одноимённой автобиографической книге Деборы Фельдман.
Фильм рассказывает о том, как молодая девушка Эстер Шапиро, всю жизнь прожившая в строжайшей общине сатмарских хасидов (Нью-Йорк) сбегает оттуда, начиная жить новой жизнью. Половина фильма, которая рассказывает о жизни в общине построена на биографии Деборы Фельдман. Вторая половина — о жизни девушки в Берлине, из-за уважения к личной жизни автора, вымышленная. Но история и сам фильм не становится от этого менее впечатляющим.
Информация из «Википедии»:
Две самые большие сатмарские общины располагаются в Уильямсбурге в Бруклине (город Нью-Йорк) и городе Кирьяс-Йоэль (штат Нью-Йорк).
В группе принят строгий код скромности: женщины обязаны носить длинные юбки, консервативные одежды с длинными рукавами, закрытыми вырезами и длинными чулками. После брака они должны носить платок или парик (или и то, и другое); некоторые сатмарские женщины носят парик под шляпой.
При такой скромности, вы, наверное, представляете, каким запретам и какому давлению подвергаются женщины в данной общине. Они не могут иметь высшего образования, не могут петь на людях и исполнять музыку (на этом построено дальнейшее развитие сюжета сериала). Главная задача женщины в сатмарской общине — рожать детей. Причем, весь процесс, от первой брачной ночи, жестко регламентирован и контроллируется. Как говорит Эстер: «Мы подвергались гонениям всю жизнь и теперь стремимся возродить всю еврейскую нацию». Поэтому рожают по 5-6 раз и больше. Отдельный вопрос — на котором отчасти завязана трагедия главной героини — исполнение супружеских обязанностей. Это общее дело. В постели молодожёнов, которые до свадьбы хорошо, если видят друг друга два раза в жизни, находится вся семья: «Сегодня получилось? Нет? А почему? Наверное, с тобой что-то не так».
Самое интересное, что сначала Эстер действительно искренне мечтает выйти замуж. Всю жизнь её учили, что замужество — это главное женское счастье и предназначение. После громкой и шумной свадьбы всё изменится. Действительно.
Через год после замужества, колоссального давления со стороны родственников мужа, нелепых попыток исполнения супружеского долга (винят, конечно, же Эстер, а не мужа, который даже поцеловать жену не может, потому что он не имеет даже приблизительных представлений о сексе), Эстер без вещей, продав украшения, решается сбежать в Берлин к матери, которая в своё время была изгнана из общины.
В Берлине начинается совсем другая история. Можно было бы сказать, история Золушки. Но на самом деле — восстанавливается некая хрупкая справедливость. У девушки появляются друзья, она начинает видеть мир таким, какой он есть, в своей полноте. Параллельно её начинают искать и заворачивается почти детективный сюжет, который я не буду пересказывать.
Вообще, я бы советовала смотреть «Неортодоксальную» абсолютно всем. Для общего развития, как бы это ни цинично звучало. Лично я никогда не задумывалась о том, что в XXI веке в прогрессивном и современном Нью-Йорке может быть такая община, которая живёт в такой культурной изоляции и по таким строжайшим религиозным принципам.
Отдельными словами стоит отметить качество сериала. Во-первых, это первый сериал на идише, который вышел на Netflix. Большинство актёров евреи, так или иначе связаны с культурой или даже состоят в общинах. Во-вторых, была проделана просто колоссальная работа по воссозданию деталей быта, одежды, ритуалов, которые характерны для Сатмар. Например, сцену свадьбы снимали 2 дня и подготовили нереальное количество атрибутов для массовки (пейсы для 150 мужчин, например). Или полностью воссоздали более этичный вариант национальных мужских головных уборов из искусственного меха. Всё во внешности и одежде героев, в особенно — главной героини, продумано для мелочей, и это чувствуется.
Актриса Шира Хаас, которая играет Эсти, совершенно невероятная! Эта хрупкая девочка с большими глазами просто берет и не отпускает сердце от первого до последнего момента. Второстепенные герои тоже очень яркие и харАктерные.
И главное — «Неортодоксальная» оставляет очень сильное впечатление. Сериал оставляет и светлые чувства, и переполняет чувством несправедливости, и даёт взглянуть на мир религиозных общин, которые не дают своим последователям никакого выбора, особенно женщинам. С другой стороны есть понимание того, что кто-то здесь находит счастье. Кому-то это подходит. Также есть некоторое чувство беспомощности и надежды. Ведь если Эсти (Дебора) смогла сбежать, значит, и другие найдут в себе силы?
Пожалуйста, если вы страдаете, найдите в себе силы!