Как сапожник чуть не остался без сапог.
История была бы смешная, если бы не была грустная. Закончилась она, правда, хорошо. Но сколько подобных ей имеет печальный конец - не счесть...
Мы, как юристы занимающиеся потребительскими спорами, каждый день сталкиваемся с банками.
В том числе, было не мало дел по возврату денег, украденных мошенниками (а по-простому - ворами) с пластиковых карт.
Не устаем повторять, вторя сотрудникам банков, - не сообщайте никому:
- данные карты (полный номер, три цифры на обороте, кодовое слово)
- паспортные данные
- пин-код и код из смс-сообщений (если такие приходят)
Кем бы не представился звонящий - сотрудником банка, службы безопасности, Центробанка, Аппарата Президента, резиденции Папы Римского - не вступайте в диалог.
Чтобы не говорил - с ваших карт кто-то пытается совершить перевод денежных средств, у вас есть неподтвержденная транзакция, ваша карта заблокирована, проверка службой безопасности банка - не отвечайте.
Ну а теперь собственно история.
Анна юрист. Специализируется на спорах с банками и страховыми компаниями. Выиграла не одно дело по возврату украденных средств с банковских карт. Всю систему такого воровства знает отлично.
Звонок. Анна дома с детьми. Шум, гам.
- Анна Ивановна, добрый день. Меня зовут Петр Петрович Яковлев (первый прокол - сотрудники банка не называют свои фамилии, только ИО). Я сотрудник службы безопасности Сбербанка. На ваших картах отмечена подозрительная активность. Кто-то пытается сделать перевод на счета сторонних банков. Вы подтверждаете транзакцию?
- Неееет. Вы что? Какой перевод. Я ничего не перевожу.
- Когда вы последний раз совершали действия со своей карты?
- Неделю назад.
- С какой именно? Назовите номер (второй прокол - сотрудники банка просят назвать только последние 4 цифры).
- 1111 2222 3333 4444
- Сумма на счету?
- А вам зачем? Если вы сотрудник банка и так все видите в личном кабинете.
- Я сотрудник службы безопасности. Доступа к вашим счетам не имею. Мне нужно проверить информацию, предварительно сверив данные и установив вашу личность. Сообщите данные вашего паспорта.
- Нет.
- Эта информация не является секретной, вы же знаете.
- 0000 112233
- И кодовое слово.
- Нет, это уж точно нет.
- Эта информация тоже не является секретной (третий прокол - еще как является - надежда у мошенников на то, что вы уже потеряли бдительность)
- Давайте так - я сейчас перезвоню на официальный номер банка и вот тогда все сообщу, если нужно. Я вам не доверяю.
- Анна Ивановна, вы понимаете, что пока вы будете искать номер, перезванивать, ждать на линии, пока вас с оператора переведут на службу безопасности - пройдет время. За это время мошенники смогут совершить перевод.
У вас отключены смс-оповещения, теми же злоумышленниками. По-этому вы не увидите что деньги будут списаны. Сейчас вам придет сообщение с номера 900. Вы же знаете, что это Сбербанк. Мы восстановили вам смс-контроль.
- Да, смс пришло. Но там код от какого-то ДомКлик.
- Да, что там указано? (четвертый прокол - сотрудники банка никогда не просят назвать код из смс)
- Я кладу трубку и перезваниваю в банк сама....
Пока Анна искала номер банка и дозванивалась, ее телефон разрывался от входящих звонков этих моральных уродов (по-другом не сказать)
Банк сказал - вам звонили мошенники. Карту нужно заблокировать. И раз вы назвали ее номер полностью - перевыпустить.
Так и поступили.
Почему опытный законник чуть не стал жертвой мошенников?
Потому, что "Анна-юрист" с трудом смогла победить "Аню-маму сидящую с детьми, которая вот-вот лишится всех средств". Шок от страха потери денег перекрыл здравый смысл.
Как не попасть в сети мошенников? - Три простых шага:
1. Кладите трубку не вступая в диалог.
2. Если есть банк-онлайн (вход в личный кабинет через телефон или компьютер) - заблокируйте карту.
2. Перезвоните в банк по официальным телефонам. Их можно найти на сайте банка, в ваших договорах, на самой пластиковой карте или через справочную службу (например, 2ГИС). Объясняйте ситуацию.
Очень важно: почаще повторяйте эти правила вашим родным и близким (особенно детям и пожилым родителям)!
Не забывайте - мошенники отличные психологи и манипуляторы (не хуже цыган). Вы не заметите, как сами отдадите им в руки все пароли и явки.
Вернуть деньги, украденные с ваших счетов будет крайне сложно. А если вы их отдадите добровольно (сообщив секретную информацию) - практически невозможно!
* Статья в тему "Украли деньги с карты Сбербанка. Кто виноват и что делать" (нажмите, чтобы прочитать)
А вам приходилось сталкиваться с такими ворами?
Рассказать, что еще говорят мошенники, чтобы заполучить ваши данные?