«Осадное положение» целых компаний, которые перешли на удаленку, ставит вопрос: смогут ли традиционные офисы пережить карантин. Алексей Богданов, управляющий партнер S.A. Ricci, считает, что будущее повсеместной работы из дома ближе, чем мы думали.
Эксперты Bloomberg уже прогнозировали, что возможный ущерб для экономики от коронавируса может составить $2,7 трлн. Эпидемия такого масштаба уже парализовала десятки отраслей: закрывается авиасообщение, страдают грузоперевозки, разразился кризис в гостиничном секторе и туризме, останавливаются производства, критично меняется логистика и т.п. Целые страны закрыты на карантин, миллионы людей вынуждены перейти на дистанционный режим работы.
Встал — и на работе
Понятно, что коронавирус не способен подчистую разрушить типологию офисных пространств, которая складывалась годами. Но текущая ситуация заставляет компании принимать экстренные меры: даже те, кто ранее не рассматривал возможность удаленки, теперь ограничивают присутствие сотрудников на рабочих местах или полностью переводят их на такой формат.
С начала февраля миллионы китайских сотрудников перешли на дистанционную работу, а спустя месяц аналогичные рекомендации для своего штата дали руководства крупнейших технологических корпораций — Facebook, Amazon, Google, Twitter, Slack и Microsoft.
В России некоторые компании начали переводить сотрудников на удаленку, чтобы обезопасить их, еще до официальных рекомендаций властей. Среди них были ИТ-гиганты: Rambler Group перевел сотрудников на удаленный режим с 16 марта, «Яндекс» до 23 марта запустил режим предпочтительной удаленной работы (при этом компания готова компенсировать сотрудникам поездки на такси и каршеринге, если кому-то все-таки нужно будет попасть в офис). Затем на режим дистанционной работы начали переходить телеком-операторы страны. МТС виртуализировала почти все рабочие места, а «Билайн» обеспечил работу из дома через специально разработанную им систему BeeFREE. К ним начали присоединяться и представители других отраслей: телеканал RT, агрегатор такси «Ситимобил», «Ростелеком-Солар» и т.д. Сегодня власти Москвы и Московской области рекомендуют всем работодателям перевести сотрудников на такой режим.
Надолго ли удаленка
Переход сотрудников на удаленную работу, карантины — масштаб реакции на эпидемию все шире. Но пока никто не думает о сроках. Если временные рамки и ставят, то звучат они очень неопределенно.
Зато появились те, кто поймал волну: оживление произошло среди компаний, создающих сетевое оборудование и ПО для удаленной работы, видеоконференций, рабочих онлайн-встреч и чатов.
И тут стоит задуматься: удаленная работа сейчас — это некий эксперимент, ставший мерой необходимости в условиях чрезвычайной ситуации. Но что будет после, когда мир вернется на круги своя? Полученный опыт, возможно, позволит оценить все преимущества работы из дома. Если до этого мы видели только предпосылки для развития формата, которые были заложены уже давно, то сейчас, скорее всего, получим доказательства: взрослые люди, которые пришли в компанию работать и зарабатывать, способны самоорганизоваться. А в отдельных случаях быть более продуктивными, так как избавились от большого количества фоновых раздражителей.
Как зрел тренд
На протяжении последних 20 лет все больше людей делали выбор в пользу удаленной работы. Например, в США число постоянных сотрудников, работающих на дому, с 2005 года выросло на 173% и в настоящее время составляет 4,7 млн человек. В России в начале 2019 года HeadHunter провел целевое исследование, опросив 3 693 человека, ищущих работу: полученные данные показали, что среди занятых соискателей 31% работают дистанционно, причем 17% из них — это штатные удаленные сотрудники, а не фрилансеры.
Гибкие условия труда дают возможность не остаться без работы тем, кому неудобен ежедневный график с 9 до 18: родителям маленьких детей, специалистам, которые по тем или иным причинам ищут неполную занятость, людям, у которых есть особые потребности из-за здоровья и т.п.
Более того, у многих работников (особенно представителей креативных профессий, сферы ИТ, дизайна и т.д.) часы наиболее продуктивной работы могут не вписываться в стандартные корпоративные рамки. Согласно исследованию Fuze, доля таких сотрудников сегодня составляет 75%, что, честно говоря, неудивительно. Ведь это экономия времени, сил и денег на дорогу и еду, баланс между работой и личной жизнью и, наконец, более спокойная и продуктивная атмосфера.
Global Workplace Analytics отмечает, что в США от 80 до 90% сотрудников хотели бы работать полностью удаленно или по крайней мере часть рабочего дня или несколько дней в неделю. В рамках Стэнфордского исследования в 2017 году были опрошены 250 человек, и результаты опроса показали, что работа на дому повысила производительность труда сотрудников на 13,5%, сократила больничные дни и улучшила удовлетворенность сотрудников.
Выгода для компаний также очевидна: во-первых, работа на удаленке позволяет нанимать лучших специалистов без географической привязки, а во-вторых, избегать накладных расходов, связанных с арендой и ремонтом офисных помещений, затратами на эксплуатацию, оргтехнику и т.д. Вдобавок, грамотная экономия на рабочих местах может значительно снизить для компании соответствующую статью затрат. Ведь постоянно занятыми в офисах обычно остаются только 70% рабочих мест, остальные 30% — места сотрудников, которые находятся на больничных, в отпусках, командировках. Они простаивают.
Компании ищут пути для решения проблемы. Например, Phillips в своем московском офисе в БЦ Marr Plaza организовал свободную посадку: у сотрудников нет закрепленного рабочего места, а самих мест почти в 1,5 раза меньше, чем людей в штате. Другие компании стараются сэкономить за счет аренды гибких рабочих пространств, где при необходимости можно быстро увеличить или уменьшить количество рабочих мест. Сейчас уже почти 40% резидентов коворкингов составляют подразделения крупных корпораций.
Каковы выводы? Мы видим, насколько реальным сегодня стал обмен знаниями, информацией и моделями в цифровом виде. Коммуникация возможна не только в рамках офисов в одном городе, но и по всей стране и миру. CRM-системы, BIM-модели, удаленные серверы, VR-технологии для презентаций, системы видео-конференц-связи, современные ИТ-решения, дающие быстрый и удобный доступ к внутренним корпоративным системам компаний, — эти инновации и общая цифровизация экономики повлекли за собой изменение концепции труда. Она, в свою очередь, ведет не только к эволюции офисного пространства, но и к переосмыслению многих бизнес-процессов, в том числе таких, как инвестирование и управление недвижимостью.
Это мы уже проходили
Мы и ранее видели радикальные изменения в типологии офисных пространств.
Офисы с открытой планировкой впервые появились в 1940-х годах и получили развитие во время технологического бума 1990-х. Сегодня на open space по-прежнему приходится около 70% офисных помещений, но такой дизайн остается спорным как с точки зрения влияния на психологическое здоровье и производительность сотрудников, так и высоких расходов на его эксплуатацию (системы отопления, кондиционирования).
В начале 2000-х годов рост ИТ-гигантов экономики привел к появлению гибкого рабочего пространства, уже открыто объединившего работу и досуг. Офисы стали олицетворением молодости и динамичности компаний. Появилось много рекреационных зон, игровых и релакс-помещений, буфетов в стиле healthy food и т.д. Постепенно изменилась и сама концепция труда: отношения между работником и работодателем приобрели гибкость. Сегодня возможность удаленной работы и частичной занятости становятся конкурентным преимуществом компаний. Тенденция вышла за пределы корпораций и поднялась до государственного уровня: в сентябре прошлого года в Минтруде уже обсуждали эксперимент по введению четырехдневной рабочей недели на предприятиях, что, по мнению властей, может повысить мотивацию и производительность труда.
Тренд на гибкость, подкрепленный внезапно вспыхнувшей эпидемией коронавируса, может вызвать новую «архитектурную революцию» офисного пространства. Пересмотр рабочего графика, автоматизация, цифровизация и, как кульминация процесса, массовое удаление сотрудников с традиционных рабочих мест и их переход на дистанционную работу. Этот перелом назревал давно, но по иронии судьбы именно пандемия коронавируса может стать катализатором, который сделает отношения между нами и нашей работой более здоровыми.
Какими будут офисы после COVID-19
Традиционная типология офисов продолжит существовать, но ее структура может кардинально измениться.
В будущем, когда многие сотрудники будут проводить 50% рабочей недели на удаленке, офисное пространство начнет трансформироваться, становясь все более гибким.
Изменится его функциональность: бизнесу выгодно поддерживать только те функции, которые необходимы ему в данный момент. Например, помещение может превратиться в представительский офис для проведения личных встреч без рабочих мест для сотрудников.
Более желанным форматом для размещения офисов могут стать коворкинги — хорошо оборудованные рабочие пространства с полным набором сервисов, которые позволят сотрудникам эффективно работать, общаясь с коллегами по всему миру, не страдая от изоляции и одиночества, которые часто становятся главной ловушкой удаленной работы.
На международном рынке крупные корпорации давно размещают персонал в коворкингах, порой арендуя для этого целые этажи (GE, Accenture, Amazon, IBM, KPMG, Current, Silicon Valley Bank, Cognizant, Merck и т.д.).
В России в сторону гибких рабочих пространств поглядывают такие игроки, как Huawei, «Открытие», «Сибинтек», «Ростелеком», Сбербанк, «Яндекс», Росбанк, Тинькофф Банк. Только в 2019 году был проведен ряд крупных сделок по аренде помещений в гибких офисах. В целом сегодня доля корпоративных клиентов среди резидентов коворкингов достигает 70–80%.
С другой стороны, непрерывно происходящий в мире технологический прогресс может стать причиной полного переосмысления рабочего процесса. Тогда возникнет необходимость создать новую типологию пространства, которая объединит цифровое и материальное, локальное и глобальное, рабочее и личное. Смогут ли привычные нам «старые» офисы адаптироваться под требования времени или появится совершенно новое альтернативное пространство для работы? Кажется, мы увидим это быстрее, чем могли предположить.