"Гроздья гнева" - роман-эпоха, поман-полотно, разъедающий глаза пылью песчаных бурь, испепеляющий беспощадным знойным солнцем, пропитанный прогорклой безысходностью. И даже зыбкая надежда, заставляющая героев тронуться с места и медленно умирающая в сердцах по мере продвижения на юг, не способна перебить обжигающий привкус неотвратимой катастрофы.
"Гроздья гнева" - это путь голода, лишений и потерь. Но в то же время образец единения, взаимопомощи и поддержки. Это трагическая сага, в которой драма одной семьи становится болью целого народа.
"Гроздья гнева" - это история большой фермерской семьи Джоудов, которая попала в жернова Великой депрессии в США. Это собирательный образ миллионов американцев, не сумевших ни противостоять техническому прогрессу, ни адаптироваться к нему. И теперь трактор проводит борозду прямо через их дом, сгоняя с насиженных земель. На подержанном грузовичке семья отправляется в долгий путь из Оклахомы в Калифорнию по знаменитой трассе 66, теряя по дороге одного за другим своих членов.
Как греческий Антей, лишенный связи с матерью-землей, становится бессильным, так и когда-то крепкая дружная семья постепенно редеет, превращаясь в горстку беспомощных беженцев, таких же, как и миллионы других, отправившихся на поиски лучшей жизни.
Днем они, как букашки, бежали на Запад, а когда в пути их заставала темнота, сбивались, как букашки, в кучу, поближе к жилью и к воде. Люди жались друг к другу, потому что их мучило чувство одиночества и растерянности, потому что все они бежали из тех мест, где их настигло горе, поражение, бежали на новое место – незнакомое, таинственное для них. (с) "Гроздья гнева", Д. Стейнбек
Но желающих больше, чем требуется на новом месте, работа сезонная, зарплата чудовищно занижена, и повсеместная безработица заставляет изголодавшихся фермеров драться за каждый цент. Люди вынуждены работать за еду, и они будут работать, потому что иначе на их место придет сотня других таких же голодных и более сговорчивых.
Мне так кажется: все, что мы делаем, все ведет нас дальше и дальше. Так мне кажется. Даже голод, даже болезни; кое-кто умрет, а другие только крепче станут. Надо со дня на день держаться, сегодняшним днем жить. (с) "Гроздья гнева", Д. Стейнбек
Показательно, как по мере продвижения на юг, в семье меняется иерархия. Как главенство в семье постепенно переходит от отца к матери и как она взваливает на свои плечи ответственность за всех. Именно она становится стержнем в тяжелые времена. Именно она изо всех сил пытается сохранить семью. Именно она каждый день думает, чем кормить детей и всё чаще берет инициативу в свои руки. Она не позволяет себе слабость, слёзы или отчаяние, потому что понимает, что должна быть опорой. Она - тот локомотив, который не позволяет остальным окончательно сбиться с пути.
Том и дети чувствовали страх и горе только тогда, когда их чувствовала мать, она закрыла доступ в свое сердце и горю и страху. И поскольку они ждали ее радости, когда случалось что-нибудь радостное, она привыкла находить повод для веселого смеха даже там, где найти его иной раз было трудно. (с) "Гроздья гнева", Д. Стейнбек
В трагедию семьи Джоудов Джон Стейнбек вплетает отдельные главы с историческими зарисовками. Как журналист он описывает общую экономическую обстановку в стране, смену формата, анализирует закономерности происходящих событий, наблюдает, как горе объединяет людей, и объясняет новые принципы ведения сельского хозяйства. Наверное поэтому по таким книгам, как эта можно изучать мировую историю. Во всяком случае читать в дополнение к сухим учебникам.
Несмотря на то, что роман Стейнбека полон боли, драматизма и просто оглушает своим реализмом, он всё же не лишен надежды. Потеряв всё - деньги, родных, ребёнка, дом - Джоуды всё же находят в себе силы и достоинство спасти того, кому ещё тяжелее.
Открытый финал в книге мог бы и для них стать шансом...
Все материалы канала "Книжный сундучок" являются собственностью его автора и защищены авторским правом. Любое копирование, публикация и другое использование возможны только с письменного разрешения автора со ссылкой на канал. ©