Найти тему

На носах

Под словом Нос во всей этой длинной главе носов и во всех других частях моей работы, где встречается слово Нос, я заявляю, под этим словом я подразумеваю Нос, и ничего больше или меньше.

Так утверждает эксцентричный герой безумно популярного романа восемнадцатого века Лоренса Стерна « Тристрам Шенди» . Тем не менее , даже без упорной настойчивости Тристров об обратном, ни один читателем шедевр Стерны не может быть сомнение , что, к переврать Фрейд, иногда нос не только нос. В другом месте в рассказе о своей жизни и мнениях Тристрам ссылается на классическую связь между длиной носа человека и размером его остроумия, но здесь у нас складывается впечатление, что это гораздо менее достойная связь - что между размером мужской нос и размер его члена - это имеет в виду герой Стерна.  

В конце концов, сам Тристрам, кажется, придает слишком большое значение носу, поскольку он неоднократно заявляет, что его уплощенный нос - сломанный при рождении трагическим неправильным применением щипцов - оказал определяющее влияние на его существование, отмечая его на неудачу и разочарование. Во всяком случае, история Тристрама, кажется, предназначена для того, чтобы убедить читателей, что слово «нос» всегда означает больше, чем его буквальное значение. С его героем с плоским носом, его безумными теориями о форме и размере носа и его странной историей о длинноносом незнакомце (история, якобы написанная экспертом по носу), Тристрам Шенди является частью давней традиции комической литературы, которая опирается на аналогию нос-пенис для изюминки. Но одержимость носами вТристрам Шенди также имеет гораздо более мрачное значение: он ссылается на литературную и визуальную культуру, которая использовала нос как показатель сексуального здоровья и приравнивала обезображенный нос к угрозе венерической инфекции. 

Хотя сегодня это утверждение может показаться причудливым, связь между венерическим заболеванием и носом основывалась на материальной реальности: всех симптомах «оспы» - списке, который может включать шанкры на половых органах, отеки лимфатических узлов, тяжелую кожу сыпь, боль в костях, деформация позвоночника и слабоумие - ни один не был более очевидным, более бесспорным, более подверженным общественному вниманию и осуждению, чем разрушение переносицы. Пораженный этим конкретным осложнением, зараженный человек обнаружил, что его лицо все больше напоминало череп, предоставляя наглядное и навязчивое предупреждение о том, что «возмездие за грех - смерть». 

Хотя разрушение носового хряща не обязательно было неизбежным, оно было, как свидетельствуют многочисленные изображения Уильяма Хогарта «лондонцев XVIII века без носа», потенциальной реальностью для некоторых из тех, кто страдает венерической инфекцией. И частично из-за этой связи деформированный нос развивал уникальную и эксцентричную культурную жизнь в образной литературе и искусстве восемнадцатого века: он обеспечил изюминку для десятков романов, сатир и книг с шутками; он служил координационным центром для социальных и политических мультфильмов; он даже послужил источником вдохновения для причудливых литературных постановок с такими названиями, как « Ринология» (1736) и «Критическая диссертация на носу».(1767). К 1750-м годам культурная связь между носом и венерическими болезнями была настолько сильной, что простейшего упоминания об этой функции было достаточно, чтобы заставить читателей хихикать, как показывают протесты Тристрама.

Одной из причин массовой популярности этих шуток «без носа» в культуре восемнадцатого века, возможно, было богатство смысла, которое уже накопилось вокруг носа как отличительная черта. За века до ранней современной эпидемии венерических болезней нос использовался как показатель классовых, религиозных и расовых различий. В переносном смысле на него часто ссылаются в броских фразах, касающихся формирования социальных групп или контроля социальных границ. Рассмотрим, например, такие фразы, как «смотреть носом вниз», «держать нос в воздухе» и «поворачивать нос вверх», причем все они используют нос для обозначения форм классовой дискриминации. Точно так же христиане потратили столетия, отделяя свои «прямые» носы от якобы «зацепленных» носов евреев; и англиканцы семнадцатого и восемнадцатого веков дистанцировались от протестантских инакомыслящих частично, высмеивая тенденцию последнего петь гимны и молитвы «через нос». Форма и размер носа также имели решающее значение для развивающейся теории восемнадцатого века о расе, поскольку натуралисты, такие как Оливер Голдсмит и Жорж-Луи Леклерк, начали теоретизировать, что «плоский» африканский нос является маркером биологической неполноценности. Наконец, что не менее важно, нос был важной особенностью для ранних ученых, пытающихся различить человечество и его ближайшего родственника в животном мире: в этом контексте разрушение носа, вызванное венерическим заболеванием, могло, по мнению французского врача XVIII века Жана Аструк, представь мужчине «плоско, как обезьяну». Форма и размер носа также имели решающее значение для развивающейся теории восемнадцатого века о расе, поскольку натуралисты, такие как Оливер Голдсмит и Жорж-Луи Леклерк, начали теоретизировать, что «плоский» африканский нос является маркером биологической неполноценности. Наконец, что не менее важно, нос был важной особенностью для ранних ученых, пытающихся различить человечество и его ближайшего родственника в животном мире: в этом контексте разрушение носа, вызванное венерическим заболеванием, могло, согласно французскому врачу XVIII века Жану Аструк, представь мужчине «плоско, как обезьяну». Форма и размер носа также имели решающее значение для развивающейся теории восемнадцатого века о расе, поскольку натуралисты, такие как Оливер Голдсмит и Жорж-Луи Леклерк, начали теоретизировать, что «плоский» африканский нос является маркером биологической неполноценности. Наконец, что не менее важно, нос был важной особенностью для ранних ученых, пытающихся различить человечество и его ближайшего родственника в животном мире: в этом контексте разрушение носа, вызванное венерическим заболеванием, могло, согласно французскому врачу XVIII века Жану Аструк, представь мужчине «плоско, как обезьяну».

Многие образные представления о венерических болезнях, в том числе у Стерна в « Тристрам Шенди» , основаны на этих ассоциациях между формой носа и социальной идентичностью, объединяя в себе качества - черноту, еврейство, инфекцию, - которые впоследствии станут основой научного расизма и евгеники. В восемнадцатом веке носы приобрели мощное метонимическое значение, обозначая не только венерическую инфекцию, но и более широкие социальные опасности, которые может представлять венерическая болезнь. В романах, стихах, пьесах, мультфильмах и карикатурах деформированный нос использовался для изображения границы между больным и здоровым человеком, которая могла проходить параллельно границам между классами, расами и видами - границы, которые некоторым казались очень похожими нос сифилитика, в неизбежной опасности коллапса ...