Найти тему

О нарциссических лидерах и культах личности

Хотя сходство между Дональдом Трампом, Владимиром Путиным, Виктором Орбаном, Реджепом Тайипом Эрдоганом и Родриго Дутерте часто преувеличивают, всех этих лидеров объединяет культивирование культов личности. В последнее время ученые связывают снисходительность в подобных вещах с тем, что называют «нарциссическим расстройством личности» - психическим заболеванием, которое руководство DSM-5 диагностирует у людей, демонстрирующих как минимум пять из следующих девяти характеристик:

1. грандиозное чувство собственной значимости;

2. озабоченность фантазиями о неограниченном успехе, власти, блеске, красоте или идеальной любви;

3. вера в то, что он или она является особенным и уникальным и может быть понят или понят только или связан с другими людьми или учреждениями с особым статусом или статусом высокого уровня;

4. потребность в чрезмерном восхищении;

5. чувство права;

6. склонность к эксплуатации других;

7. отсутствие сочувствия к другим;

8. зависть к другим или вера в то, что другие завидуют ему или ей;

9. демонстрация высокомерного и надменного поведения или отношения.

По словам Роберта С. Такера, Джозеф Сталин продемонстрировал многие из этих характеристик в своей поддержке одного из самых известных культов личности в истории . Затем Такер пошел дальше в своем диагнозе Сталина, чтобы утверждать, что у генерального секретаря была подсознательная потребность в таких аллилуйях, чтобы компенсировать глубокий кризис неполноценности. Психоаналитическое понимание Сталина Такером, которое часто цитируют до сегодняшнего дня, во многом обязано Никите Хрущеву , который впервые осудил культ личности своего предшественника как свидетельство нездорового эгоизма в 1956 году. Хрущев проиллюстрировал этот момент в своей знаменитой Тайной речи, утверждая, что Сталин даже переписал партию история вокруг его собственной биографии.

В последние годы исследования культа Сталина в бывших советских архивах поставили под сомнение большую часть этого анализа. Ученые, такие как Сара Дэвис , продемонстрировали, что Сталина часто раздражали излишки его культа, особенно пропаганда, которая слишком сильно фокусировалась на его личности, его идиосинкразиях или его личном происхождении.

Этот анализ подтверждает новая работа Сталина по редактированию партийного канона, в частности « Истории ВКП (б): краткий курс» . По заказу Политбюро в 1937 году этот большевистский катехизис был доставлен Сталину для проверки перед публикацией в апреле 1938 года. Написанный несколькими придворными историками, этот прототип соответствовал хрущевской характеристике партийной истории при Сталине, поскольку в ней приписывалось огромное количество исторических Агентство Сталину. В частности, после смерти Ленина в 1924 году, Краткий курс рукописи приписывал Сталину практически все, что имело какое-либо реальное значение в отношении партийных и государственных дел.

Когда Сталин обратился к проверке этого прототипа « Краткий курс» летом 1938 года, он возражал против его повествования на нескольких уровнях. Наиболее актуальным здесь является разочарование Сталина центральным моментом его биографии в тексте. Факты свидетельствуют о том, что Сталин рассматривал свой культ личности, равно как и тот, который прославлял Ленина, как неизбежное своего рода зло, уступку малообразованному советскому населению, которое не могло самостоятельно разобраться в подлинном марксизме-ленинизме. Действительно, Сталин иногда предлагал, чтобы его роль в советской пропаганде для массового общества состояла в том, чтобы олицетворять партийный авангард, который должен был привести СССР к социализму.

Поскольку Краткий курс был написан для более искушенной аудитории членов партии, Сталин поставил под сомнение тенденцию прототипа приписывать ему всю партийную историю. По его мнению, эта аудитория могла бы справиться с более ортодоксальным подходом к марксизму-ленинизму. По этой причине во время редактирования учебника он неоднократно переназначал историческое агентство, которое текст поручил ему, либо Ленину, либо центральному партийному аппарату, в частности повышая роль последнего института за его личный счет. Эти редакционные вмешательства привели к удалению отрывков, абзацев и целых страниц из рукописи; действительно, Сталин вычеркнул так много о себе из Краткого курса что авторы текста-прототипа возразили ему о масштабе его исключений.

Это, конечно, не означает, что, когда « Краткий курс» появился в печати в сентябре 1938 года, он был полностью очищен от комментариев к Сталину. Даже после такого обширного редактирования он остался продуктом своего времени. Но сталинское редактирование книги показывает, что его культ личности был призван сделать больше, чем просто потакать его эго. Он был призван служить инструментальной, мобилизационной цели путем развертывания генерального секретаря в качестве олицетворения советского эксперимента.

Конечно, ни один из этих анализов не исключает возможности того, что Сталин был также бесстыдным нарциссистом. Действительно, он вполне мог наслаждаться многими аллилуйями, исполняемыми от его имени в то же время, когда он считал, что культ выполняет интегративную, мобилизационную функцию в советском обществе. В этом смысле, когда современные аналитики исследуют культы личности сегодняшнего дня, они могут задавать более зондирующие вопросы, чем в настоящее время. В частности, они могут отказаться от своих упрощенных выводов о том, что культ Дональда Трампа был создан либо для служения его эго, либо для обеспечения порабощения Сената, совместного выбора американских консерваторов или « Трампификации».Республиканской партии. Более разумным было бы сделать вывод, что Трампизм - во многом как путинизм, орбанизм или эрдоганизм - следует рассматривать как хитрое средство, с помощью которого широкое политическое движение решило мобилизовать электорат плохо образованных избирателей с низким уровнем информированности посредством использования харизматичный лидер, чтобы олицетворять безличную политическую платформу.