Найти в Дзене

Протестующая империя с железнодорожными билетами

Путешественник, высадившийся на железнодорожной станции Амритсар в апреле 1919 года, после того, как поезд резко остановился на узкой платформе длиной в треть мили, встретил бы почти ту же сцену, как описал Редьярд Киплинг: станция заполнилась шумом и криками, криками продавцов воды и сладкого, криками местных полицейских и пронзительными воплями женщин, собирающих свои корзины, свои семьи и своих мужей. Шум был бы усилен кавернозной структурой станции, металлически отражаясь по платформам, поскольку спазматические выбросы пара из разбрызгивающего локомотива медленно рассеивались. Построенная англичанами сразу же после «Мятежа», станция представляла собой массивное побеленное каменное сооружение с гигантскими колоннами, подковообразными арками и лабиринтом балок, поддерживая гофрированную крышу, покрывающую платформы. Он был разработан, если возникнет необходимость, чтобы превратиться в оборонительную позицию, чтобы охранять транспортные и коммуникационные линии, столь важные для безопасности и поддержания колониальной власти. Амритсар был стратегически важным железнодорожным узлом и центром, пересекающим Великую магистральную дорогу: вековой торговый путь, описанный как «костяк всего Хинда», соединяющий Нью-Дели, недавно построенную столицу Британской Индии, с Лахором, административным центром Пенджаб всего в 30 милях к западу.

Толкаясь и толкаясь в переполненных толпах путешественников и тех, кто с нетерпением ждал, можно было направиться к выходу через главный зал, покорно предъявив билет, чтобы показать служебного сборщика у ворот. Наблюдательный путешественник мог бы заметить среди шума и суеты осмотр глазных билетов платформ, требуемый от индейцев, которые пришли отправлять или приветствовать пассажиров, - в результате массовых протестов, которые всего несколько месяцев назад обрушились на железнодорожную станцию , В то время как европейцы имели беспрепятственный доступ к любой платформе в любое время, индийцы должны были купить билет на платформу, и ранее в том же году железнодорожная администрация вообще прекратила их выдачу, чтобы избежать переполненности платформ. Это особенно относится к почтовым поездам, которые были курьерской службой, на которой путешествовало большинство европейцев,

Отнюдь не являясь незначительным неудобством, которое мешало индийцам встречаться со своими друзьями и родственниками на платформе, многие местные жители рассматривали вопрос о платформе с чисто политическими терминами, как еще одно выражение расовых различий, которые формировали каждый аспект жизни при Радж. Были проведены митинги протеста, и д-р Satyapal, медицинский работник, получивший образование в Кембридже и член Индийского национального конгресса, стал местным лидером, утверждая, что такая вопиюще дискриминационная политика никогда не будет допущена, если в Индии будет самоуправление. На данный момент понятие самоуправления подразумевает статус белых зависимостей Империи, таких как Канада или Австралия, а не прямую независимость. Так что, то, что начиналось как казалось бы безобидное правило для управления количеством людей, которые могли получить доступ к железнодорожным платформам, постепенно превратилось в националистический протест, который в конечном итоге вынудил власти отменить запрет на продажу билетов на платформы. То, что такая, очевидно, тривиальная проблема может стать источником интенсивного народного протеста, отражает напряженность в колониальной Индии в конце Первой мировой войны и является признаком растущего политического сознания и мобилизации среди местного населения.

Из  Амритсара 1919  года Ким А. Вагнер. Опубликовано издательством Йельского университета в 2020 году. Воспроизводится с разрешения.